ТРАНСПОРТНИКИ

Нижневартовская автотранспортная контора (впоследствии НУТТ-1) была создана согласно приказу №9 Главтюменнефтегаза от 7 января 1966 года. Организовалась она не на пустом месте, а путем слияния автотранспортного цеха НПУ «Мегионнефть», АТБ конторы бурения и СМУ-5. В то время АТК имела 231 единицу автомобильной и транспортной техники, которая обслуживала нефтегазодобывающее управление, контору бурения, ВМУ, ЦБПО. В Мегионе базировался филиал АТК для обслуживания нефтепромысла №2 НПУ «Мегионнефть». К слову, ремонтная база там полностью отсутствовала, технику «приводили в рабочее состояние» прямо под открытым небом. Почти 20 лет проработал на предприятии Владимир Владимирович Топорищев, пройдя путь от рядового специалиста до начальника управления.

Курс на интенсивное транспортное освоение региона

Проблемы транспорта и дорог были первыми и наиболее острыми из тех, что предстояло решить на заре обустройства Самотлора. Сотрудники транспортных предприятий шли на шаг впереди покорителей недр – нефтяников. Именно их можно с полным правом и в прямом смысле назвать первопроходцами – они создавали первые дороги, доставляли людей на новое месторождение.

От нелегкого труда транспортников в немалой степени зависела и зависит до сих пор успешная деятельность нефтяных и сервисных предприятий. Карманов В. А. справедливо заметил: «Для того чтобы буровая бригада начала бурение, ее необходимо доставить на куст, обеспечить всем необходимым для бурения – от буровой вышки до жилых вагончиков и материалов. И с этой задачей первыми справлялись транспортники, доставляя все необходимое: без дорог, по лежневкам и зимникам, рискуя своим здоровьем и даже жизнью… Я считаю, что без транспорта не было бы ни города Нижневартовска, ни Самотлора, ни в конце концов обеспеченной России». С этим трудно не согласиться.

На областном совещании нефтяников 25 ноября 1967 г. заместитель председателя Совета Министров СССР Ефремов М. Т. говорил: «Первое – дорога к буровым, когда вопрос уже решен с разбуриванием месторождения, тут дорога основной делается».

Начало работ на Самотлорском нефтяном месторождении, 1968 г.

Новое месторождение Самотлор и запланированные темпы его освоения требовали много людских ресурсов и техники. Начал расти город, все больше транспорта штурмовало бетонки и лежневки Самотлора, обеспечивая нефтяников необходимыми транспортными услугами. АТК увеличивалась и расширялась. Назрела необходимость разделения конторы, и в 1970-1974 году из нее выделились НТК (УТТ-5), САТП, АТК-2 (УТТ-2). Сама автотранспортная контора просуществовала до октября 1977 года, именно тогда она была преобразована в УТТ- 1, вошедшее в состав ПО «Нижневартовскнефтегаз». На протяжении многих лет УТТ-1 было самым крупным предприятием по количеству техники и числу работающих не только в Нижневартовске, Ханты-Мансийском округе, но и в России, объединив в себе десятки автотранспортных структур. В период с 1978 по 1988 год на базе УТТ-1 возникли УТТ-7, САТУ, ГАТП.

Выгрузка техники.
Вездеход Foremost. 70-е годы на Самотлоре.
Руководители транспортных предприятий Калашников А. И., Бондарь, Слайковский В. А., Трофимов А. А., Глызин Г. И

История Нижневартовской автотранспортной конторы №2 (впоследствии НУТТ-2) началась с приказа № 125 «Главтюменнефтегаза» от 23 октября 1974 года. Предприятие начало свою работу 1 ноября 1974 года, первым начальником конторы стал Егор Павлович Лукин. А с 1984 г. УТТ-2 возглавил Юрий Степанович Чебесов.

Первоначально подвижной состав НУТТ-2 насчитывал 326 единиц, численность рабочих составляла 636 человек. Основным видом деятельности вновь созданного предприятия стало оказание нефтяникам транспортных услуг по перевозке людей. Молодое транспортное предприятие располагало разными видами техники: автобусами, автомобилями УРАЛ и ГАЗ-66, подходящими для бездорожья. Нередко случалось, что вахты, перевозящие добытчиков на буровые площадки, задерживались… Но полное отсутствие дорог, недостаточное материально-техническое снабжение, отсутствие элементарных бытовых условий и суровый климат не сломили коллектив. С первого года трудовой деятельности предприятие регулярно перевыполняло план по оказанию транспортных услуг, неоднократно становилось победителем в соревновании среди транспортных предприятий объединения «Нижневартовскнефтегаз» и городских предприятий.

УТТ-3 было создано в мае 1971 г., до 1977 г. именовалось Нижневартовской специализированной автотранспортной конторой № 1. На 1972 год в структуру предприятия входили: гараж, РММ, колонны № 1-5. СпецАТК возглавлял сначала Андреев, потом – Шутос В. М., с декабря 1973 г. – Бухтояров Ф. М. В 1976 г. его сменил Доровских В. Н.

В 80-е годы в УТТ-3 только парк автомобилей «ТАТРА» насчитывал от 420 до 460 единиц. За сутки с линии в неисправном состоянии сходило до 40-45 автомобилей с различными поломками. Для поддержания автомобилей в исправном состоянии были построены помещения ремонтно-механических мастерских (РММ) для круглосуточного ремонта. РММ были укомплектованы бригадами слесарей, насчитывающих до 300 человек. Трудились в три смены. Возглавлял ремонтно-механические мастерские Лукьянчен-ко В. Е. – впоследствии главный инженер управления.

Дубаренко Н. М. – машинист экскаватора УМР-1, треста - «Нижневартовскнефтестрой», Герой соц труда.
Коллектив УТТ-5, 70- года

В 1976 году железной дороги до Нижневартовска еще не было, все строительные грузы, технологическое и буровое оборудование доставлялись до города летом – речным транспортом, а зимой – автомобильным по так называемым зимникам. Это дороги, проложенные по абсолютному бездорожью путем послойного намораживания льда или уплотнения снега, а также проложенные по замерзшей поверхности рек и озер. Действовали такие дороги до оттаивания ледяного покрытия – до марта-апреля. За такой короткий отрезок времени ежегодно необходимо было вывозить сотни тысяч тонн различных грузов, чтобы не было простоев у буровиков, нефтяников, строителей и бесперебойно работала вся инфраструктура Нижневартовска

Самотлорские дороги, покрытые дорожными плитами, и лежневые дороги безжалостно выводили из строя автомобили. За сутки из 340-360 вышедших на линию автосамосвалов на ремонт из-за различных неисправностей возвращались от 37 до 46. В течение суток надо было их отремонтировать, вернуть на линию. Ремонт производили в круглосуточном режиме. Дневные смены слесарей создавали неснижаемый оборотный фонд всех узлов и агрегатов для обеспечения ремонта автомобилей в межсменное время

На всех этапах обустройства и эксплуатации месторождений транспортная техника соответствовала возможностям страны, но всегда была лучшей для своего времени. Транспортный комплекс ННГ практически не знал сбоев, так как имел все необходимое для поддержания парка в технически исправном состоянии. Металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое, сварочное и другое оборудование позволяли на месте быстро и качественно производить ремонт транспорта.

Слайковский В.
Булатов В.
Глызин Н.
Карманов А.
Степаненко Н

Несколько позже возникло УТТ-4 (до 1977 г. – Нижневартовская специализированная автотранспортная контора № 2). Для предприятия были закуплены «Магирусы». С 1987 г. здесь работал в должности главного инженера Слайковский В. А., которого уже в 1988 г. коллектив выбрал директором

Нижневартовская тракторная контора как самостоятельная производственная единица образовалась 23 июня 1970 г. по приказу «Главтюменнефтегаза» № 186 от 14.05.1970 года в результате выделения тракторной техники из АТК и вошла в подчинение Нижневартовского нефтепромыслового управления им. В. И. Ленина (позже – НГДУ «Нижневартовскнефть» им. В. И. Ленина). С 25 февраля 1971 г. Нижневартовская тракторная контора была передана в подчинение транспортному управлению «Главтюменнефтегаза». В ноябре 1977 г. Нижневартовская тракторная контора была переименована в Управление технологического транспорта № 5 и вошла в состав ПО «Нижневартовскнефтегаз».

У истоков УТТ-5 стоял Петр Иванович Дорохов. В 1975 г. в должность главного инженера вступил Геннадий Иванович Глызин. В 1977 г. начальником эксплуатации назначается Николай Сергеевич Степаненко.

В УТТ-5 насчитывалось 9 бригад механизаторов. Бригада трактористов К-700 численностью 18 человек, занятая перевозкой техники и оборудования для ВМУ-1, при плане 6105 перевозок фактически выполнила 6544 перевозки, план выполнен на 128%.

Геворкян А. вручает награду победителю смотра-конкурса, СУТТ, конец 90-х

УТТ-6 было образовано 1 ноября 1977 г. В него вошли три цеха специальной промысловой техники. УТТ обеспечивало специальным технологическим транспортом 12 предприятий объединения «Нижневартовскнефтегаз». В 1984 г. организацию возглавил Степаненко Н. С. 1 июля 1979 г. на основании приказа № 578 ГТНГ создали Нижневартовское УТТ по обслуживанию строительных организаций. Начальником стал Галиев Ф. Н. В составе предприятия оказались 4 автоколонны, РММ. Коллектив насчитывал 456 человек.

«Положение транспортников было таково: они выполняли роль подсобной рабочей силы у трестов «Нижневартовскнефтестрой» и «Мегионнефтестрой». Материально-техническое снабжение, финансирование, развитие базы – все осуществлялось по остаточному принципу», – вспоминал Степаненко Н. С. С 1981 г. на базе УТТ стали создаваться УМР – управления механизированных работ. Так, вместо УТТ-3 (бывшее СпецАТК) теперь появилось УМР-2.

К 2000 году транспортные предприятия «Нижневартовскнефтегаза» насчитывали 7413 автомашин, единиц автотракторной, нефтепромысловой и дорожно-строительной техники. Служба состояла из 10 управлений технологического транспорта и 3 управлений механизированных работ, в ней труди-

Бригада трактористов К-700 численностью 17 человек, занятая перевозкой бригадного хозяйства бригад ПРС НГДУ «Белозернефть», «Нижневартовскнефть», «Самотлорнефть» при плане перевозок 1800 фактически перевезла 1940 бригад ПРС, перевыполнение составило 108%.

Бригада трактористов К-700, занятая перевозкой бригадных хозяйств УБР-1, 2 и 3, свой план выполнила на 113%

В 1985 году в структуре предприятия было 2 колонны, ремонтно-механическая мастерская, две гаражные службы, 9 отделов. Общая численность персонала – 1841 человек. УТТ5 занималось бесперебойным обеспечением механизмами строителей, буровиков, нефтяников.

Внедрение прогрессивного метода организации труда позволило сократить простой бригад основного производства – вышкомонтажников, буровиков, ремонтных бригад нефтедобытчиков. За годы своего существования предприятие неоднократно занимало призовые места во Всесоюзном соцсоревновании, в социалистическом соревновании среди родственных предприятий ПО «Нижневартовскнефтегаз» и городских соревнованиях. Так, за ХI пятилетку во Всесоюзном соцсоревновании УТТ-5 семь раз занимало призовые места, в том числе первое место с присуждением переходящего Красного Знамени Министерства нефтяной и газовой промышленности.

Участники смотра-конкурса «Лучший по профессии», СУТТ, конец 90-х.

лась почти треть всех работающих в «Нижневартовскнефтегазе» – 10 694 человека. Функции у транспортных предприятий были самые разнообразные: пассажирские перевозки, отсыпка подъездных путей и дорог, отсыпка оснований под буровые, кустовые и промысловые площадки, их формирование, обустройство города. Сотрудники ННГ осуществляли внутрипромысловые перевозки производственных бригад, централизованную доставку на буровые воды и труб. Они же обеспечивали торгово-промышленные предприятия, медсанчасть, растворные узлы, снабжение и комплектацию предприятий «Нижневартовскнефтегаза».

Особую роль в становлении транспортных предприятий и структуры обеспечения услугами предприятий, входящих в производственное объединение «Нижневартовскнефтегаз», сыграли: Ковригин А. Н., Кондратьев И. Г., Пыряков С. С., Дорохов П. И., Трофимов А. А., Пахомов В. Г., Сущенко В. П., Зарицкий Б. В., Чебесов Ю. С., Зайченко Ю. М., Топорищев В. В., Слайковский В. А., Булатов В. Т.,Глызин Г. И., Карманов А. А., Степаненко Н. С., Иващенко А. Н., Назаров А. В., Белоусов А. П., Ямаев С. Г., Пятибратов Ю. Г., Шангареев З. М., Лукин Е. П., Зольников А. С., Федяшкин А. М., Туганов Г. М., Микша В. И., Ярош С. И.

Кулик И.
Белоусов А.
Шангареев З.
Геворкян А.
Копнин В.

Транспортники

Первая разведочная скважина Р-1 - главный символ героизму нефтяников-первопроходцев Самотлора. Она по праву является связующим звеном между прошлым и будущим, между историей героев и теми, кто сегодня делает вклад в нефтяную отрасль своим ежедневным трудом. Именно поэтому центральное место в композиции мемориального комплекса занимает 18-метровая буровая вышка, в основании которой - капля нефти. Стела поделена на секции в каждой из которых установлены гранитные таблички с фамилиями и именами выдающихся нефтяников, строителей, транспортников - всех тех, кто причастен к славной истории Самотлора.
Имена на стеле 1 - 21 из 26
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все