2
1

Воспоминания

Рынковой Иван Иванович

«Надо же такому случиться: в те дни, когда меня утверждали заведующим нефтепромыслом в НПУ «Арланнефть», что в Башкирии, довелось встретиться с начальником объединения «Тюменнефтегаз» А.М. Слепяном. Его рассказ о богатейших недрах Севера – пока еще в прогнозах ученых – увлёк меня, и я согласился работать на промысле, который в отличие от арланского, предстояло организовать, - вспоминал Иван Иванович. – Шел 1964 год. Весь нефтяной промысел состоял на первых порах из трех скважин, переданных Мегионской нефтеразведочной экспедицией. Не теряя времени, мы запустили в работу еще две скважины. И тут передо мной поставили задачу: добыть и отправить по Оби за навигацию на Омский нефтеперерабатывающий завод 43 тысячи тонны нефти. С задачей мы справились успешно: к концу навигации добыли из пяти первых скважин и оправили в Омск 60 тысяч тонн нефти».

Первая контора нашего управления была расположена в Старом Вартовске, в развалюхе-сарае, знать, немало лет служившем рыбозаводу складом. Когда его вычистили и залатали дыры, перегородили досками пополам, одну половину нарекли «конторой» (без столов и стульев), другую – «гостиницей», где спали на сене, расстеленном на полу. 

«Я помню, как в 1964 году впервые летел на вертолете над Самотлором и думал: «Ух ты,  здесь же сплошные болота!» Тогда я даже не представлял, как полюблю их»,  - так вспоминал первые минуты встречи с месторождением Иван Иванович много лет спустя.

Шел 1964 год. Весь нефтяной промысел состоял на первых порах из трех скважин, переданных Мегионской нефтеразведочной экспедицией. Не теряя времени, мы запустили в работу еще две скважины. 

И тут передо мной поставили задачу: добыть и отправить по Оби за навигацию на Омский нефтеперерабатывающий завод 43 тысячи тонн нефти. Бригада ремонтников-подземников приводила в порядок скважины и дооборудовала их, а все остальные строили дожимную насосную станцию и резервуары, а потом нефтеперекачку, нефтепровод и причалы, у которых вскоре стали швартоваться танкер и нефтеналивные баржи. С задачей мы справились успешно: к концу навигации добыли из пяти первых скважин и отправили в Омск 60 тысяч тонн нефти…

«Мы работали день и ночь, не покладая рук. Радовались успехам. Я очень благодарен людям, которые были со мной. Иногда гляну на ребят, как они все чумазые, одни зубы, да газа блестят. Народ у меня был терпеливый, шёл за мной и в огонь, и  в ледяную  воду. Но о геройстве мы и не думали».
 

В одном из своих последних интервью Иван Иванович рассказал о своей исторически важной поездке в Москву. Возглавив «Мегионнефть», он добивался, чтобы управление стало генеральным заказчиком по строительству поселка. Но Мегион не планировали развивать, а активно расстраивался соседний Нижневартовск. Сам министр нефтяной промышленности Николай Мальцев был категорически против застройки Мегиона. Поддержал Богомяков Г. П.: мол, давай, подними город!

Сдаваться было не в правилах «железного бати», и он отправился в Москву. Но Мальцев не только не стал слушать посла Севера, но и пригрозил уволить Рынкового И., распорядившись выселить его из гостиницы. Иван Иванович не сдался, и уже через два дня сидел в кабинете зампредседателя Совета Министров Вениамина Дымшица, который методично изучал папку с личным делом Рынкового. Потом как хлопнул папкой по столу – аж чернильница подпрыгнула. И сказал: «Таких людей ценить надо! А вы!.. Сколько денег попросит – столько и дашь! И генплан забрать от геологов!».

«Я просил 7 млн, а мне дали 9 млн рублей», – вспоминает Иван Иванович. Эти деньги стали хорошим подспорьем в начале строительства города Мегиона.

Из рассказа Сергея Великопольского, президента фонда имени В.И. Муравленко: «Наш Иванович» – так любовно называли Рынкового рабочие, выражая тем самым большое уважение к своему первому руководителю. Вроде и нет в нём ничего начальствующего: худощав, среднего роста, весьма подвижный, одет, как все, в брезентовый плащ. Выделялся, пожалуй, добрыми глазами, звонким мальчишеским голосом да размахивающими руками. К Ивану Ивановичу обращались по любому вопросу. Он умел слушать людей, они уходили от него в хорошем настроении. Именно его людям доверили сложные работы по обустройству промысла, подготовке к приему барж и заполнению их нефтью».

Вы можете предложить фотографии данного человека после регистрации

Первопроходец Самотлора, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности.

Кавалер ордена Трудового Красного ЗнамениМедаль «За трудовую доблесть»
Медаль «За доблестный труд»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
Медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени»
Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР
Почетный нефтяник РФ
Ветеран труда
Заслуженный работник нефтегазодобывающей промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры