ОТКРЫТИЕ САМОТЛОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
АО «Самотлорнефтегаз» — одно из ключевых добывающих предприятий НК «Роснефть» в Западной Сибири. Ведет разработку Самотлорского месторождения. Акционерное общество учреждено в марте 1999 года в результате реорганизации АО «Нижневартовскнефтегаз».
Самотлорское месторождение расположено в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и является крупнейшим нефтяным месторождением в России и одним из крупнейших в мире. Основными видами деятельности АО «Самотлорнефтегаз», владеющего 8-ю лицензионными участками, являются разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений, поисковых, разведочных, эксплуатационных скважин, добыча, подготовка, транспортировка и реализация углеводородного сырья, обустройство нефтяных и газовых месторождений. Площадь лицензионных участков «Самотлорнефтегаза» превышает 3 тыс. кв. км. На месторождениях предприятия пробурено более 22 тыс. скважин. Общая протяженность нефтепромысловых трубопроводов — 5 565 км км. Разветвленная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием общей протяженностью 1 869 км проложена по территории всех лицензионных участков предприятия.
Самотлорское месторождение открыто в 1965 году, введено в промышленную разработку в 1969 году. Промышленная нефтегазоносность выявлена в 18 продуктивных пластах, приуроченных к юрской и меловой системам, залегающих на глубинах от 1600 до 2500 метров. Начальный дебит скважин 47-1200 т/сут. В 1981 году на месторождении была добыта миллиардная тонна нефти. В 1986 году — двухмиллиардная тонна. Пик добычи (более 150 млн тонн нефти в год) пришёлся на начало 80-х годов XX века. Вследствие интенсивной разработки Самотлора в советский период качество запасов стало ухудшаться, добыча нефти резко снизилась. Стабилизация добычи началась с реализации новой программы развития старейшего месторождения страны, инициированной «Роснефтью». Новым импульсом стали предоставленные Правительством РФ инвестиционные стимулы. Всего за годы эксплуатации месторождений АО «Самотлорнефтегаз» добыло 2,9 млрд тонн нефти и 400 млрд куб. м газа.
Общество сертифицировано по четырем международным стандартам: ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, ISO 50001:2018.
ХРОНИКА РАЗРАБОТКИ САМОТЛОРА
Контакты
Юридическое название АО «Самотлорнефтегаз»
628606, РФ, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Ленина, 4
Генеральный директор: Худяков Денис Леонидович
Телефон: +7 (3466) 62-20-24
Факс: +7 (3466) 62-21-99
Адрес электронной почты: office@smn.rosneft.ru
Официальные страницы АО «Самотлорнефтегаз» в социальных сетях
ВКонтакте: vk.com/samotlorneftegaz
Одноклассники: ok.ru/samotlorneftegaz
ОТКРЫТИЕ САМОТЛОРА. ГЕОЛОГИ
По установленному в 1955 году Министерством геологии СССР делению, к востоку от 72-го градуса восточной долготы, на отрезке широтного течения Оби в Тюменской области геологоразведочные работы на нефть и газ вело Новосибирское геологоразведочное управление. Бурились опорные скважины.
После первых неудач решено было прекратить разведочные работы на Тюменском Севере. Но многотрудные, безрезультатные работы в Кузбассе и на юге Западно-Сибирской низменности вынудили новосибирских геологов снова возвратиться в Тюменское Приобье. В частности, расширить свое присутствие в районе села Нижневартовское. Затем Нижневартовская экспедиция была присоединена к Тюменскому геологоуправлению. В 1958 году в составе Нижневартовской нефтеразведки был организован Мегионский буровой участок для проведения поисково-разведочных работ на Мегионской структуре. В 1959 году, в феврале, Кузютин Л. И., ранее работавший начальником Нижневартовской нефтеразведки, назначен начальником Мегионского бурового участка.
Промышленная
нефтегазоносность
выявлена
История Самотлорского месторождения началась в 1958 году, когда в составе Нижневартовской нефтеразведки был организован Мегионский буровой участок для проведения поисково-разведочных работ. Летом 1959 года сюда из Нарымской нефтеразведки были переведены Г. И. Норкин, В. Т. Подшибякин, Е. Ф. Липковский (бурильщик), М. П. Павлюченко (бурильщик), Ф. З. Хафизов (бурильщик), Н. С. Тонких (дизелист) – будущие первооткрыватели мегионской и самотлорской нефти.
В марте 1961 года произошло историческое событие – открыто Мегионское месторождение. Впервые в Западной Сибири промышленная нефтегазоносность выявлена в продуктивных пластах, приуроченных к юрской и меловой системам, залегающим на глубине от 1600 до 2500 метров.
Решающую роль в открытии Самотлорского месторождения сыграли работники Нижневартовской сейсмопартии, в частности, ее начальник Л. Н. Кабаев. Именно он убедил В. А. Абазарова, начальника Мегионской нефтеразведочной экспедиции (экспедиция образована в декабре 1961 года), в необходимости бурения скважины на Самотлорской структуре. В конце 1963 года, после подготовки структурной карты Самотлорской площади, приняли решение транспортировать станок 5Д на точку Р-1, намеченную в центре структуры. Но первые попытки выйти на Самотлор закончились неудачей.
В январе 1965 года началась прокладка трассы на Р-1. Возглавил группу главный механик экспедиции К. В. Абраев. Пробивка первого тракторного следа от поселка Нижневартовского до Р-1 заняла 36 суток. Вышку собрали за 16 суток.
Бурить первую самотлорскую скважину было поручено бригаде мастера Г. И. Норкина. Бурение началось 11 апреля 1965 года. 29 мая 1965 года скважиной был вскрыт нефтегазонасыщенный разрез. Скважина дала более 200 куб. м в сутки с глубины 1700 метров.
Николай Овчаренко, помощник бурового мастера, Александр Греков, бурильщик,
Александр Петров, главный механик, Григорий Норкин, буровой мастер,
Виктор Пархомович, начальник цеха бурения,
Виктор Кануткин,главный энергетик, Валерий Андреев, начальник ПТО,
Александр Сергунин, заместитель начальника цеха бурения,
Афанасий Бондарь, старший топограф.
Зимник
через поселок
Нижневартовский
Озеро нефти
В 1966 году Р-9 Самотлорская подтвердила нефтеносность Самотлорской структуры, выявила наличие в залежи газовой шапки, а Р-6 Белозерная дала мощный фонтан с еще большим и устойчивым дебитом. В последующие 1967-1968 годы на отдельно рисовавшиеся структуры – Мартовскую, СевероСамотлорскую и Мало-Самотлорскую – были завезены буровые станки. Все эти структуры на северо-запад и север от Самотлорской оказались нефтеносными, что подтвердили скважины Р-8, Р-13, Р-18, Р-17, Р-21 и другие. Так из многих крупных и мелких структур образовалось единое огромное нефтяное месторождение размером примерно 30 км с запада на восток и 50 км с юга на север, которому геологи дали имя «Самотлор».
В апреле 1969 г. из средств массовой информации мир узнал о пуске первой эксплуатационной скважины Самотлорского нефтяного месторождения. Это событие поставило точку в дискуссии о бесперспективности экспедиционно-нефтяного «эксперимента» (несмотря на первую нефть Шаима и результаты начального этапа мегионских работ), которая шла как среди отечественных специалистов – противников нефтеразведок на севере Западной Сибири, так и среди ведущих западных экспертов. Последние настороженно и одновременно скептически наблюдали за поисковыми маршрутами, а затем попыткой возведения буровых на болотах ради сомнительной, по их мнению, авантюры открытия в Сибири «третьего Баку». Как показали уже первые результаты, по сравнению с Самотлором даже уникальные бакинские промыслы проигрывали по целому ряду позиций. Спустя всего три года авторитетный американский журнал Business-week процитировал ставшее почти классикой высказывание побывавшего тогда в СССР крупного западного политика: «Ткни пальцем в любом месте Сибири, и из отверстия пойдет либо газ, либо нефть».
Летом 1965 года при просмотре каротажной диаграммы председателем Российского ВСНХ Кувыкиным Степаном Ивановичем он в восторге воскликнул: «Ребятушки, да я еще не видывал такого в своей жизни! В 1966 году Р-9 Самотлорская подтвердила нефтеносность Самотлорской структуры, выявила наличие в залежи газовой шапки, а Р-6 Белозерная дала мощный фонтан с еще большим и устойчивым дебитом. В последующие 1967-1968 годы на отдельно рисовавшиеся структуры Мартовскую, Северо-Самотлорскую и МалоСамотлорскую – были завезены буровые станки, все эти структуры на северо-запад и север от Самотлорской оказались нефтеносными, что подтвердили скважины Р-8, Р-13, Р-18, Р-17, Р-21 и другие. Так из многих крупных и мелких структур образовалось единое огромное нефтяное месторождение размером примерно 30 км с запада на восток и 50 км с юга на север, которому геологи дали имя «Самотлор».
Почетное звание
в СССР
Почетное звание «Первооткрыватель месторождения» присваивалось геологам за открытие месторождений руд, полезных ископаемых, природных ресурсов, алмазных россыпей и так далее. Учреждено в 1970 году Министерством геологии СССР. Награжденным выдавались диплом первооткрывателя и нагрудный знак. Нагрудным знаком «Первооткрыватель месторождения» награждались за каждое открытие или научное обоснование открытия месторождения, а также за каждое выявление в уже известных месторождениях дополнительных запасов или нового минерального сырья, существенно увеличивающих их промышленную ценность, решением Центральной комиссии по присвоению звания «Первооткрыватель месторождения» (ЦКП).
Автор изобретения – Грейсер М. П., начальник трубной базы.
Танкер «Самотлор»
В июле 1969 года было принято решение о размещении в Находке Управления нефтеналивного флота
Ну, и самое основное – в конце 60-х здесь была построена крупнейшая на Дальнем Востоке перевалочная нефтебаза мощностью 3,5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год.
5 августа 1969 года в Министерстве морского флота был подписан приказ о создании Управления нефтеналивного флота, а спустя всего 2 месяца, 1 октября, новое подразделение уже начало свою кипучую деятельность в Находке. 1 января 1970 года Управление приняло от Дальневосточного пароходства около 40 танкеров общим дедвейтом чуть более 200 тысяч тонн, построенных в разные годы на отечественных верфях, в Финляндии и Польше. Это были, в основном, небольшие суда: «Баскунчаки», «Казбеки», «Певеки», «Алтаи» и «Аксаи». Флагманом танкерной группы являлся 20-тысячник «Интернационал», спущенный на воду в 1968 году.
Перед Управлением была поставлена задача обеспечить бесперебойное снабжение топливом населенные пункты Дальнего Востока и Севера, а так же рыбопромысловые экспедиции. Часть танкеров перевозила грузы на экспорт.
К середине 1970-х гг. пароходство в Находке прочно встало на ноги, вырос флот, возмужали люди, преобразился город. Объемы северного завоза росли год от года, но суда попрежнему были плохо приспособлены для работы в условиях Севера. Нужны были танкера усиленного ледового класса. И пароходство получило 12 танкеров типа «Самотлор» с двойными бортами и двойным дном. Так началась новая эра в развитии Приморского морского пароходства. Суда стали обеспечивать топливом советские антарктические полярные станции. Полярные рейсы стали главной составляющей деятельности флота.
В нижневартовских газетах неоднократно публиковались письма, адресованные самотлорцам из порта Находка. Так, например, в апреле 1976 г. начальник отдела организации работы с моряками загранплавания т. Журавлева писала: «В 1975 году Приморское морское пароходство получило три танкера, которые носят имена нефтяных и газовых месторождений: «Самотлор», «Уренгой», «Березово». В 1976 году получаем танкеры «Надым», «Нижневартовск», «Ямбург». Хотелось бы, чтобы наши моряки знали об этих месторождениях, о людях, которые их открыли, о тех, кто сейчас добывает нефть. Это необходимо для воспитания у моряков любви к нашей Родине и для того, чтобы рассказать за границей о СССР, показать на конкретных примерах, какими темпами развивается экономика нашей страны…».
Самотлор теперь –
главная нефтяная
база страны.
А нефть теперь – главный источник валюты
Тюменскую нефть разведали в начале 60-х. Начав добычу, разведку продолжали, находя все больше и больше нефти. Нет убедительнее подтверждения знаменитых слов Ломоносова о прирастании Сибирью богатств России. Особенно после подъема мировых цен на нефть в 1973-м более чем в три раза, а потом в 1979-м – еще более чем в два. Нефтяное изобилие меняет всю хозяйственную жизнь страны.
Главный промышленный объект эпохи – озеро Самотлор, вокруг которо выраста го ют города, в том числе нефтяная столица Нижневартовск. Добычу черного золота здесь доведут до 150 млн т в год. На самом деле нефть не золото, а валюта: доля экспорта советских машин и оборудования падает, доля советского сырья растет. Причем 2/3 – выручки от нефтеэкспорта идет на импорт машин и оборудования. В разы растет импорт продовольствия. Советская экономика впервые интегрируется в мировую. Происходит это по-арабски, о чем не знает население и не вполне отдает себе отчет власть: страна, войдя в число крупнейших поставщиков нефти, за счет нее покупает себе почти все остальное.
Спешно достраивается нефтепровод Самотлор - Тюмень - Альметьевск до центра страны. На удаленный, болотистый и морозный Тюменский Север раз в две недели летают сменные бригады, чтобы вести добычу на буровых вахтовым методом. По позднейшим оценкам, в Самотлор будет вложено примерно $30 млрд, получено примерно $300 млрд. – Внутренние цены на бензин по-арабски же низкие: 6-10 копеек за литр, в то время как минеральная вода стоит 10 копеек за поллитра.
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ.
МАРКШЕЙДЕРЫ САМОТЛОРА
Непростая работа полевика-маркшейдера является основой при обеспечении картами геологов, буровиков, проектировщиков, строителей, геофизиков и многих представителей других профессий. Маркшейдерам сейчас, как и 50, и 100 лет назад, приходится ходить по тайге, болотам, рубить просеки, несмотря на наличие современной техники. Лет 20- 30 назад, не говоря о более ранних периодах, не было современных геодезических инструментов, GPS и компьютеров с программным обеспечением, первопроходцам не было известно такое понятие, как аэросъемка. А ведь именно маркшейдеры «отбивали» точки на местности для бурения разведочных и промышленных скважин Самотлора.
На вооружении первопроходцев были теодолиты, нивелиры, арифмометры, таблицы и элементы высшей математики. И градусы на счетах считали, и на площадку на буровой вышке на высоту 45 метров с теодолитом поднимались ползком по металлической лестнице – в любой мороз и ветер. Замеры производили рулеткой. На месторождения ездили на ГТТ, вездеходах ГАЗ-66 с печкой- буржуйкой, которую сами топили дровами. Первые маркшейдеры в 60-70-х годах на Самотлор ездили на АТЛ – артиллерийском тягаче легком.
До 1966 года в НПУ «Мегионнефть» маркшейдерами трудились Субботин Павел Николаевич и Волков Владимир Александрович, с 1966-го по 2000 гг. – Енбаев Александр Павлович, на пенсию он вышел с должности главного маркшейдера ОАО «Самотлорнефтегаз». С января 1967 года на Самотлоре трудился фронтовик – майор запаса, военный топограф Сыкулев Виктор Владимирович, очень опытный специалист. В 1966 году на месторождение прибыли по распределению молодые специалисты – Пасынкова Нина Петровна и Бесман Лариса Григорьевна. С 1965 года 15-летним юношей-замерщиком работал Касьянов Виктор Павлович, после окончания техникума он долгие годы трудился на Самотлоре маркшейдером.
После преобразования НПУ в НГДУ «Нижневартовскнефть» имени В. И. Ленина началось интенсивное бурение на Самотлоре, строительство дорог, объектов добычи, линий электропередачи, все это требовало труда маркшейдеров. В Сибирь прибывали все новые и новые специалисты, среди которых: Астафьев А., Клесов А., Болотов Н. , Ерыпалов С.
Задолго до
открытия Самотлора
Задолго до открытия Самотлора в Ларьякском районе работали топографы, среди которых были Тюльков Владимир Антонович и Конаненко Владимир Петрович. При их участии сделаны топографические съемки и территории будущего Самотлорского месторождения. В 1969 году они вернулись в поселок Нижневартовский работать в МПУ «Мегионнефть».
Первыми маркшейдерами-камеральщиками были Н. Пасынкова и Л. Свергуненко. Молодым специалистом в 1977 году на Самотлор прибыл В. Трушин, проработавший до 2014 года, на заслуженный отдых он ушел с должности главного маркшейдера ОАО «Самотлорнефтегаз». Среди ветеранов необходимо отметить также В. Сергеева, В. Гудко.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ САМОТЛОРА
13 декабря 1968 года первым начальником «Главтюменнефтегаза» Муравленко В. И. подписан приказ № 338 «О вводе в эксплуатацию в 1969 году Самотлорского нефтяного месторождения».
Еще геологи Мегионской нефтеразведочной экспедиции осуществляли доразведку месторождения, а бригада Повха С. А. приступила к эксплуатационному бурению.
Транспортировку бурового станка с Мегионской площади и монтаж буровой на 200-й скважине осуществляли: начальник цеха Гуров С. Б., прораб Мерзляков А. Г., бригадир Бадретдинов З. Х., звеньевой Идрисов Р. Н., вышкомонтажники Берюляев А.,Поздняков Е., Бочкарев В. Было сложно доставить буровую, при перевозке станок провалился в скрытую под снегом водоторфяную яму пятиметровой глубины. В аномально сильные морозы установку вытаскивали почти пять суток.
Идея начала разбуривания Самотлора в 1969 году принадлежала начальнику Мегионской конторы разведочного бурения № 4 Хлюпину В. И.
Бурильщики: Войцеховский С., Вавилов В., Минибаев А., Василенко И., Колисниченко Н., Ретиков И.
Помощники бурильщика: Казаев Н., Матюшин Г., Павлов Г., Козлов П., Соловьев С., Семенов Н.
Дизелисты: Алеев Д., Догадов О., Комаров В., Мордачев И., Макеев Г.
Кочегары: Вишневская В., Кондакова A., Козлова А., Мержавина М.
В период бурения 200-й скважины стояли морозы до -48 градусов. 29 дней были объявлены актированными, металл от морозов рассыпался, как стекло, а люди выдержали и пробурили скважину в намеченный срок.
2 апреля на митинге по случаю подачи первой промышленной нефти Самотлора в нефтяной коллектор Степан Ананьевич Повх произнес историческую фразу: «Самотлор заработал».
Наступление на Самотлор
шло широким фронтом
Пришли строители СМУ-5: начальник участка Балакшин В. В., мастер Боков А. П., бригадир Жилин В.
Наступление на Самотлор шло широким фронтом. Вслед за бригадой Повха С. буровики бригады Левина Г. заложили вторую скважину, потом были третья, четвертая, девятая.
Покорители Самотлора шутили, что заболоченность месторождения составляет лишь 60 Так оно и есть, поскольку %. остальные 40% занимает вода — сам Самотлор и мелкие озера. Каким же образом бурить? На схеме точки обозначены в виде густой четкой сетки — никуда не отступишь, не сдвинешься. Да и куда отступать, если повсюду топь?
Каких только предложений не было: и осушить территорию, а потом бурить, и, наоборот, прорыть каналы, по которым пустить плавучие установки. Кое-кто предлагал бурить только зимой, когда болота и озера замерзают, а летом отдыхать... Победу одержала идея наклонно-направленного бурения. Но сколько скважин вести с одного основания? И здесь мог ответить только промышленный эксперимент. Так родились знаменитые самотлорские кусты, представляющие собой насыпные островки суши, островки, с которых круглый год ведется проходка скважин наклонно-направленным методом.
Первая промышленная скважина
На Самотлоре образован нефтепромысел, руководит им Рынковой И. И. Среди первых работников были: заместитель начальника промысла Большагин Е. В., мастера Гнитецкий Ф. Г., Нежура Г. В., начальник участка Иванов В. Н., старший инженер Соседкин А. А., геолог Медведев Н. Я., операторы Лазарев М. А., Нюняйкин Н. Ф., Пузарецкий С. А., Жалнин А. Л., Пашин М. И., Кувшинов И. М., Бойчук И. А., Паньков И. П., Суздальцев А. И., Швец А. Ф., Сливин Н. П., Плотников И. П.
Вопрос номер один –
дороги
К лету 1969 года бригадами Мегионской конторы разведочного бурения №4 (впоследствии НУБР-1, начальник В. Хлюпин) пробурено 9 скважин.
Наступила весна, и с необыкновенной остротой встал вопрос номер один – дороги. В районе с 1964 года трудился славный коллектив СУ-909, которым руководил Юрий Григорьевич Шереметьев. Именно этому коллективу предстояло совершить великое чудо: построить десятки, а затем сотни километров самотлорских дорог с бетонным покрытием – в мировой практике таких сроков при таких условиях не было.
Нефтяниками НПУ в 1969 году на Самотлоре добыто 106 тысяч тонн нефти, из них сверх плана – 40 тысяч тонн.
Введена в действие первая дожимная насосная станция (ДНС), смонтировано оборудование, протянут нефтепровод, строится товарный парк.
Освоение Самотлорского нефтегазового месторождения решением ЦК ВЛКСМ объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Приказом по тресту «Сургутбурнефть» на базе вышкомонтажного цеха Мегионской конторы разведочного бурения № 4 создана вышкомонтажная контора.
За период 1969-1970 гг. вышкомонтажники смонтировали 15 буровых установок на Самотлоре.
1970 год. Введена в действие линия электропередачи от Сургута до Нижневартовска. Приступила к работе Нижневартовская тракторная контора.
1971 год. На Самотлоре впервые смонтирована буровая установка в поэтажном исполнении, разработанная и изготовленная в Тюмени под руководством В. И. Муравленко.
В марте Мегионская контора разведочного бурения № 4 приказом по объединению «Запсиббурнефть» преобразована в Нижневартовское УБР № 1.
В апреле завершено строительство искусственного острова на озере Самотлор.
Май – создана Спец АТК.
Добыто 1 миллион
350 тыс. тонн нефти
15 мая 1971 года началась перебазировка из Урая в Нижневартовск Урайского УБР, которое было преобразовано в Нижневартовское УБР № 2.
22 сентября Нижневартовское НПУ имени В. И. Ленина преобразовано в нефтегазодобывающее управление (НГДУ) «Нижневартовскнефть» имени В. И. Ленина.
Был открыт аэропорт. Начато строительство газоперерабатывающего завода.
На Самотлоре добыто 1 миллион 350 тысяч тонн нефти.
ДОРОЖНЫЕ СТРОИТЕЛИ
Большую роль в развитии инфраструктуры Самотлора сыграло СУ-909. Славная история коллектива на нижневартовской нефтяной целине началась в 1964 году. Нефтяники в этот период уже занимались обустройством Мегионского и Ватинского месторождений в тяжелейших условиях бездорожья. Вновь прибывший десант дорожников под руководством Юрия Шереметьева должен был решить эту задачу, требующую от каждого труженика небывалого напряжения, работы с полной отдачей.
Высадились на берегу Оби, место расположения базы Шереметьев Ю. выбрал неподалеку от Мегиона и Самотлора, так как поблизости находилась речка Зырянка, впадающая в Обь. По ней можно было доставить все необходимое: машины, технику, оборудование, стройматериалы. Коллектив дорожников, состоявший из 52 человек, прибыл сюда с семьями.
Основная задача коллектива СУ-909 на тот момент - строительство межпромысловых и внутрипромысловых автомобильных дорог в капитальном исполнении. Точка отсчета бралась от собственной базы до берега Оби с заходом в строящийся город и в сторону Мегиона и Самотлора. Год от года объемы работы росли. На Самотлоре необходимо было вводить ежегодно 20-25 километров, а для этого требовалось совершенствовать технологические процессы, удешевлять производство, повышать качество работы, привлекать новую технику.
Бытовые проблемы
решались силами
предприятий
Для города, который строился с нуля в суровых условиях Тюменского Севера, решение бытовых проблем означало и охрану здоровья, и организацию досуга, решение семейных проблем и мотивацию для производительного труда.
Для СУ-909 ситуация облегчалась тем, что строительное управление строило и дороги, и дома. Поэтому еще в 1968 у предприятия году было свое общежитие и еще рабочий – поселок под одноименным названием в промышленной части города. Если в 1968 г. управление построило два восьмиквартирных дома и отремонтировало несколько шестнадцатиквартирных, то в начале 1972 г. СУ-909 начинает строительство капитального дома на 129 квартир. В начале семидесятых у управления уже было несколько многоквартирных домов, три общежития, собственный клуб, библиотека, несколько столовых.
В силу специфики своей деятельности ни Автобаза-95, ни СпецАТК не могли заниматься строительством жилья. Поэтому, как правило, водители проживали в рабочих поселках своих смежников: СУ-909, треста «Трансгидромеханизация». Для таких предприятий вопросы строительства решались проще, ведь от поставки грунта, намываемого земснарядами «Трансгидромеханизации», зависели все строительные организации Нижневартовска
Бытовые проблемы зачастую решались собственными силами предприятий. Кроме внедрения технических новшеств, специалисты и рационализаторы помогали и в организации быта. В отчете о внедрении изобретений в тресте «Нижневартовскнефтегазспецстрой» (1977 г.) говорилось об установке котлов малой мощности для обогрева временных поселков при отсутствии огневых котельных и балков электрической лампой типа кг 1000/220395.
В 1987 году в Сибирь приехали А. Косыгин, Н. Байбаков и В. Шашин. Они рассматривали вопросы обустройства Самотлора, выезжали на месторождение. Остановились у отсыпанного полотна, откуда хорошо просматривалась полная выторфовка в 10-14 метров, велась отсыпка песчаным грунтом. Стоимость одного километра дорог здесь превышала миллион рублей. А нефтяники должны были экономить... Такие затраты были просто немыслимы.
Благодаря смелым экспериментам СУ-909 удалось значительно снизить себестоимость строительства. Например, некоторые дороги специалисты строили по типу «плавающая насыпь», какие-то – без выторфовывания, с использованием обычного или промороженного торфа в основании земельного полотна. На дороге Нижневартовск – Мегион была построена водопропускная труба оригинальной конструкции, которая предотвращала образование наледей в зимний период. Позже новые способы прокладки дорог были растиражированы по всему Самотлору.
Молодым дорожникам СУ-909 выпало строить и капитальную дорогу вокруг озера Самотлор. Более трех лет в жару и в холод продвигались они километр за километром к заветному рубежу. Отсыпали более 3,5 млн кубометров грунта, для покрытия полотна дороги использовали около 4 тысяч бетонных плит. Последние четыре плиты были уложены 23 ноября 1973 года. Кольцо протяженностью 66 километров, опоясавшее озеро Самотлор, соединилось. Это была большая трудовая победа дорожников…
Земляное полотно
При строительстве дороги наиболее капиталоемким и трудоемким является конструкция земляного полотна. Следовало максимально использовать местные строительные материалы, что способствовало значительному удешевлению работ. Так, среди прочего в техзадании указывалось: «При составлении генплана месторождения проработать следующие вопросы … к) транспорт и дороги… Произвести поиск месторождений песка общим объемом 50-60 млн куб. м… в поймах и руслах рек Вах и Ватинский Еган для строительства полос инженерных коммуникаций и дорог...». Минеральные грунты (пески), добывали в поймах рек, но они были сильно обводнены и требовали предварительной разработки их в штабель с помощью гидромеханизации. Дальность транспортировки от карьера составляла 25-40 км, что также приводило к большому удорожанию стоимости строительства. в.
В качестве оснований в дорожных одеждах для укрепления грунтов здесь, на Севере, применяли песчано-гравийную смесь, цемент и местную сырую нефть с целью снижения расхода цемента, повышения морозостойкости и водоустойчивости цементогрунта.
В 1971 г. Киевским филиалом «Союздорпроекта» разработан был типовой проект железобетонной плиты для применения на автомобильных дорогах Тюменской области. При прочных искусственных основаниях эти плиты могли выдержать движение автотранспорта с нагрузкой Вес плиты 4,2 т, 12-17 тонн. расход бетона 1,68 куб. м, арматуры – 12,1 кг/куб. м. Железобетонные плиты и многие материалы для строительства дорог были привозными и доставлялись в Нижневартовск водным транспортом.
В июне 1973 года образован Нижневартовский дорожный участок Нефтеюганского управления «Дорремонт», преобразованный затем в ДРСУ-1 и трест «Нижневартовскнефтедорстройремонт» – структуры дорожных служб «Главтюменнефтегаза».
В сложных климатических условиях дороги испытывали тяжелейшие нагрузки. За каждым километром дороги, зимника или ледовой переправы стоял труд дорожников объединения «Нижневартовскнефтегаз».
В 1978 году начался второй этап строительства дорог. Ситуация требовала серьезного пересмотра подходов к дорожному делу, так как затраты на эксплуатацию транспорта были сумасшедшие. Дело в том, что временные магистрали были построены из бетонных плит, которые через какое-то время деформировались, буквально «вставали дыбом», арматура поднималась. Пришлось решать, как от этого уйти. Асфальт здесь никогда не применяли. Считалось, что температурный режим не позволяет работать с асфальтом. Не было и ресурсной базы. Ведь поначалу надо было завезти сюда много щебня и доменного шлака как основание под покрытие дорог. Нужно было завозить оборудование, создавать асфальтобетонные заводы.
Этим делом занимался Горн П. П., придя в дорожное строительство.
В порядке эксперимента стали использовать доменные шлаки отходов производства Кузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов. Их и укладывали в основание дорог. Объемы работ были огромные. Асфальтобетонное производство с 14-15 тысяч тонн за 3-4 года выросло до 500 тысяч тонн. Время было очень интересное, работали, как одержимые, сутками, в две смены, каждая по 12 часов. Выходных не было. Трест был в то время заказчиком всех строящихся здесь бетонных и грунтовых дорог, ННДСР занимался и содержанием этих дорог. Была специальная группа, которая работала с нашими подрядчиками, а на подряде трудились два треста: «Нижневартовскдорстрой» и «Белдорстрой». В «Нижневартовскдорстрой» входило легендарное СУ-909.
Основным в структуре треста был более чем полуторатысячный коллектив комсомольско-молодежного Самотлорского дорожного ремонтно-строительного управления. Предприятие обслуживало всю северную и восточную часть Нижневартовского района. Боевым авангардом треста за всю историю его существования были прежде всего механизаторы, которые трудились в карьерном управлении, затем УМР.
Среди первых были: Суворов М. Н., Аладжев Ю. А.,Уздяев Н. А., Еремин В. С.,Малхасян А. А. и другие.
ТРАНСПОРТНИКИ
Нижневартовская автотранспортная контора (впоследствии НУТТ-1) была создана согласно приказу №9 Главтюменнефтегаза от 7 января 1966 года. Организовалась она не на пустом месте, а путем слияния автотранспортного цеха НПУ «Мегионнефть», АТБ конторы бурения и СМУ-5. В то время АТК имела 231 единицу автомобильной и транспортной техники, которая обслуживала нефтегазодобывающее управление, контору бурения, ВМУ, ЦБПО. В Мегионе базировался филиал АТК для обслуживания нефтепромысла №2 НПУ «Мегионнефть». К слову, ремонтная база там полностью отсутствовала, технику «приводили в рабочее состояние» прямо под открытым небом. Почти 20 лет проработал на предприятии Владимир Владимирович Топорищев, пройдя путь от рядового специалиста до начальника управления.
Новое месторождение Самотлор и запланированные темпы его освоения требовали много людских ресурсов и техники. Начал расти город, все больше транспорта штурмовало бетонки и лежневки Самотлора, обеспечивая нефтяников необходимыми транспортными услугами. АТК увеличивалась и расширялась. Назрела необходимость разделения конторы, и в 1970-1974 году из нее выделились НТК (УТТ-5), САТП, АТК-2 (УТТ-2). Сама автотранспортная контора просуществовала до октября 1977 года, именно тогда она была преобразована в УТТ- 1, вошедшее в состав ПО «Нижневартовскнефтегаз». На протяжении многих лет УТТ-1 было самым крупным предприятием по количеству техники и числу работающих не только в Нижневартовске, Ханты-Мансийском округе, но и в России, объединив в себе десятки автотранспортных структур. В период с 1978 по 1988 год на базе УТТ-1 возникли УТТ-7, САТУ, ГАТП.
Курс на интенсивное
транспортное
освоение региона
Проблемы транспорта и дорог были первыми и наиболее острыми из тех, что предстояло решить на заре обустройства Самотлора. Сотрудники транспортных предприятий шли на шаг впереди покорителей недр – нефтяников. Именно их можно с полным правом и в прямом смысле назвать первопроходцами – они создавали первые дороги, доставляли людей на новое месторождение.
От нелегкого труда транспортников в немалой степени зависела и зависит до сих пор успешная деятельность нефтяных и сервисных предприятий. Карманов В. А. справедливо заметил: «Для того чтобы буровая бригада начала бурение, ее необходимо доставить на куст, обеспечить всем необходимым для бурения – от буровой вышки до жилых вагончиков и материалов. И с этой задачей первыми справлялись транспортники, доставляя все необходимое: без дорог, по лежневкам и зимникам, рискуя своим здоровьем и даже жизнью… Я считаю, что без транспорта не было бы ни города Нижневартовска, ни Самотлора, ни в конце концов обеспеченной России». С этим трудно не согласиться.
На областном совещании нефтяников 25 ноября 1967 г. заместитель председателя Совета Министров СССР Ефремов М. Т. говорил: «Первое – дорога к буровым, когда вопрос уже решен с разбуриванием месторождения, тут дорога основной делается».
История Нижневартовской автотранспортной конторы №2 (впоследствии НУТТ-2) началась с приказа №125 Главтюменнефтегаза от 23 октября 1974 года. Предприятие начало свою работу 1 ноября 1974 года, первым начальником конторы стал Егор Павлович Лукин. А с 1984 г. УТТ-2 возглавил Юрий Степанович Чебесов.
Первоначально подвижной состав НУТТ-2 насчитывал 326 единиц, численность рабочих составляла 636 человек. Основным видом деятельности вновь созданного предприятия стало оказание транспортных услуг нефтяникам по перевозке людей. Молодое транспортное предприятие располагало разными видами техники: автобусами, автомобилями УРАЛ и ГАЗ-66, подходящими для бездорожья. Нередко случалось, что вахты, перевозящие добытчиков на буровые площадки, задерживались… Но полное отсутствие дорог, недостаточное материально- техническое снабжение, неимение элементарных бытовых условий и суровый климат не сломили коллектив. С первого года трудовой деятельности предприятие регулярно перевыполняло план по оказанию транспортных услуг, неоднократно становилось победителем в соревновании среди транспортных предприятий объединения «Нижневартовскнефтегаз» и городских предприятий.
УТТ-3 было создано в мае 1971 г., до 1977 г. именовалось Нижневартовской специализированной автотранспортной конторой №1. На 1972 год в структуру предприятия входили: гараж, РММ, колонны № 1–5. СпецАТК возглавлял сначала Андреев, потом – В.М. Шутос, с декабря 1973 г. – Ф.М. Бухтояров. В 1976 г. его сменил В.Н. Доровских.
В 80-е годы в УТТ-3 только парк автомобилей «ТАТРА» насчитывал от 420 до 460 единиц. За сутки с линии в неисправном состоянии сходило до 40-45 автомобилей с различными поломками. Для поддержания автомобилей в исправном состоянии были построены помещения ремонтномеханических мастерских (РММ) для круглосуточного ремонта. РММ были укомплектованы бригадами слесарей, насчитывающих до 300 человек. Трудились в три смены. Возглавлял ремонтномеханические мастерские Лукьянченко В. Е. – впоследствии главный инженер управления.
Бесперебойная
работа
В 1976 году железной дороги до Нижневартовска еще не было, все строительные грузы, технологическое и буровое оборудование доставлялось до города летом – речным транспортом, а зимой – автомобильным по так называемым зимникам. Дорогам, проложенным по абсолютному бездорожью путем послойного намораживания льда или уплотнения снега, а также проложенным по замерзшей поверхности рек и озер. Действовали такие дороги до оттаивания ледяного покрытия – до марта-апреля. За такой короткий отрезок времени ежегодно необходимо было вывозить сотни тысяч тонн различных грузов, чтобы не было простоев у буровиков, нефтяников, строителей и бесперебойно работала вся инфраструктура Нижневартовска.
Самотлорские дороги, покрытые дорожными плитами, и лежневые дороги безжалостно выводили из строя автомобили. За сутки из 340-360 вышедших на линию автосамосвалов, на ремонт из-за различных неисправностей возвращались от 37 до 46 единиц. В течение суток надо было их отремонтировать, вернуть на линию. Ремонт производили в круглосуточном режиме. Дневные смены слесарей создавали неснижаемый оборотный фонд всех узлов и агрегатов для обеспечения ремонта автомобилей в межсменное время.
На всех этапах обустройства и эксплуатации месторождений транспортная техника соответствовала возможностям страны, но всегда была лучшей для своего времени. Транспортный комплекс ННГ практически не знал сбоев, так как имел все необходимое для поддержания парка в технически исправном состоянии. Металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое, сварочное и другое оборудование позволяло на месте быстро и качественно производить ремонт транспорта
Несколько позже возникло УТТ-4 (до 1977 г. – Нижневартовская специализированная автотранспортная контора №2). Для предприятия были закуплены «Магирусы». С 1987 г. здесь работал в должности главного инженера В.А. Слайковский, которого уже в 1988 г. коллектив выбрал директором.
Нижневартовская тракторная контора как самостоятельная производственная единица образовалась 23 июня 1970 г. приказом Главтюменнефтегаза №186 от 14.05.1970 года в результате выделения тракторной техники из АТК и вошла в подчинение Нижневартовского нефтепромыслового управления им. В.И. Ленина (позже – НГДУ «Нижневартовскнефть» им. В.И. Ленина). С 25 февраля 1971 г. Нижневартовская тракторная контора была передана в подчинение транспортному управлению Главтюменнефтегаза. В ноябре 1977 г. Нижневартовская тракторная контора была переименована в Управление технологического транспорта №5 и вошла в состав ПО «Нижневартовскнефтегаз».
У истоков УТТ-5 стоял Петр Иванович Дорохов. В 1975 г. в должность главного инженера вступил Геннадий Иванович Глызин. В 1977 г. начальником эксплуатации назначается Николай Сергеевич Степаненко.
В УТТ-5 насчитывалось 9 бригад механизаторов. Бригада трактористов К-700 численностью 18 человек, занятая перевозкой техники и оборудования для ВМУ-1, при плане 6105 перевозок фактически выполнила 6544 перевозки, план выполнен на 128%.
Бригада трактористов К-700 численностью 17 человек, занятая перевозкой бригадного хозяйства бригад ПРС НГДУ «Белозернефть», «Нижневартовскнефть», «Самотлорнефть» при плане перевозок 1800 фактически перевезла 1940 бригад ПРС, перевыполнение составило 108%.
Бригада трактористов К-700, занятая перевозкой бригадных хозяйств УБР-1, 2 и 3, свой план выполнила на 113%.
В 1985 году в структуре предприятия было 2 колонны, ремонтно-механическая мастерская, две гаражные службы, 9 отделов. Общая численность персонала – 1841 человек. УТТ-5 занималось бесперебойным обеспечением механизмами строителей, буровиков, нефтяников.
Внедрение прогрессивного метода организации труда позволило сократить простой бригад основного производства – вышкомонтажников, буровиков, ремонтных бригад нефтедобытчиков. За годы своего существования предприятие неоднократно занимало призовые места во Всесоюзном соцсоревновании, в социалистическом соревновании среди родственных предприятий ПО «Нижневартовскнефтегаз» и городских соревнованиях. Так, за ХI пятилетку во Всесоюзном соцсоревновании УТТ-5 семь раз занимало призовые места, в том числе первое место с присуждением приходящего Красного знамени Министерства нефтяной и газовой промышленности.
Проминка зимника
Проминка зимника – сложная и рискованная работа. Пять-шесть машин в нескольких метрах друг от друга на предельной скорости мчатся по белой равнине, проминая гусеницами рыхлый снег, который, смешавшись с болотной жижей, через день-два превратится в плотную толстую корку – основание будущей дороги.
Впереди и в арьергарде – самые опытные водители. От них зависит быстрое и смелое решение в минуты опасности, когда вездеход на полном ходу может клюнуть носом, завалиться в яму. В такой момент главное не запаниковать, не теряя ни секунды, прийти на помощь товарищу. Взаимовыручка, доверие друг другу, коллективизм – вот главное, что определяет успех этого непростого мероприятия.
Первые годы при проминке зимников бывали случаи потерь дорогостоящей техники. Во-первых, это происходило потому, что дело мало было знакомо механизаторам, вовторых, жива была еще в некоторых водителях эдакая показная небрежность: мол, Север все спишет…
УТТ-6 было образовано 1 ноября 1977 г. В него вошли три цеха специальной промысловой техники. УТТ обеспечивало специальным технологическим транспортом 12 предприятий объединения «Нижневартовскнефтегаз». В 1984 г. организацию возглавил Н.С. Степаненко. 1 июля 1979 г. на основании приказа № 578 ГТНГ создали Нижневартовское УТТ по обслуживанию строительных организаций. Начальником стал Ф.Н. Галиев. В составе предприятия оказались 4 автоколонны, РММ. Коллектив насчитывал 456 человек
«Положение транспортников было в роли подсобной рабочей силы у трестов «Нижневартовскнефтестрой» и «Мегионнефтестрой». Материально-техническое снабжение, финансирование, развитие базы – все осуществлялось по остаточному принципу», – вспоминал Н.С. Степаненко. С 1981 г. на базе УТТ стали создаваться УМР – управления механизированных работ. Так, вместо УТТ-3 (бывшее СпецАТК) теперь появилось УМР-2.
К 2000 году транспортные предприятия «Нижневартовскнефтегаза» насчитывали 7413 единиц автомашин, автотракторной, нефтепромысловой и дорожно-строительной техники. Служба состояла из 10 управлений технологического транспорта и 3 управлений механизированных работ, в ней
трудилась почти треть всех работающих в «Нижневартовскнефтегазе» - 10 694 человека. Функции у транспортных предприятий были самые разнообразные: пассажирские перевозки, отсыпка подъездных путей и дорог, отсыпка оснований под буровые, кустовые и промысловые площадки, их формирование, обустройство города. Сотрудники ННГ осуществляли внутрипромысловые перевозки производственных бригад, централизованную доставку на буровые воды и труб. Они же обеспечивали торгово-промышленные предприятия, медсанчасть, растворные узлы, снабжение и комплектацию предприятий «Нижневартовскнефтегаза».
Особую роль в становлении транспортных предприятий и структуры обеспечения услугами предприятий входящих в производственное объединение «Нижневартовскнефтегаз» сыграли: Ковригин А. Н., Кондратьев И. Г., Пыряков С. С., Дорохов П. И., Трофимов А. А., Пахомов В. Г., Сущенко В. П.,Зарицкий Б. В., Чебесов Ю. С., Зайченко Ю. М., Топорищев В. В., Слаковский В. А., Булатов В. Т.,Глызин Г. И., Карманов А. А., Степаненко Н. С., Иващенко А. Н., Назаров А. В., Белоусов А. П., Ямаев С. Г., Пятибратов Ю. Г., Шангареев З. М., Лукин Е. П., Зольников А. С., Федяшкин А. М., Туганов Г. М., Микша В. И., Ярош С.И.
С честью справились
с поставленными задачами
Если подсчитать, сколько всевозможной техники получил Самотлорский край, цифра получится астрономическая. Часть этой техники приходила из-за рубежа.
О напряженной работе транспортников в этот период активного строительства нефтепромысловых дорог на Самотлоре свидетельствует и такой факт. Специалистам СпецАТК в 1972 г. пришлось отработать сверхурочно около 40 тыс. часов (из них 36,7 тыс. пришлось на водителей), АТК – 846,5 тыс. часов (в том числе – 845,4 тыс. – водителям). В Нижневартовском УТТ в 1979 г. находилось 5595 единиц среднесписочного количества транспорта, перевозившие около 32 млн. тонн груза на среднее расстояние 32,4 км. Обслуживаемая протяженность дорог достигала 1221 км, в том числе 443 км зимников и 330 км прочих внутрипромысловых дорог. Их содержание обходилось в 8,78 млн. руб. в год.
Таким образом, своевременное обеспечение дорожников техническими средствами, создание условий для их обслуживания и ремонта становились важнейшими факторами, позволявшими в кратчайшие сроки обустраивать нефтепромыслы. Выявлявшиеся проблемы старались решать достаточно оперативно.
Инженерам и рабочим пришлось не просто выполнять свои непосредственные обязанности, но и включаться в работу по поиску и внедрению совершенно новых технологий возведения дорог и кустовых оснований в условиях крайне заболоченной, необжитой местности. Многие новации впервые были опробованы именно на нижневартовской земле. Дорожники при необходимости не боялись брать на себя ответственность за принятие нестандартных решений. Главное для тружеников автотранспортных и строительных организаций – добиться максимально возможного результата при выполнении взятых на себя производственных обязательств. Они с честью справились с поставленными задачами, благодаря чему увеличение добычи «черного золота» шло невиданными доселе темпами.
СТРОИТЕЛИ САМОТЛОРА
Когда речь заходит об освоении Самотлора, очень много говорится о нефтяниках-первопроходцах, их подвиге и огромном вкладе в развитие отрасли. Незаслуженно мало при этом уделяется внимания строителям – людям, которые в кратчайшие сроки создавали основные производственные фонды нефтедобычи. Большинство прежних строительных предприятий и коллективов, поднимавших Самотлор, уже перестали существовать. Но их роль неоценима. Строители создавали с нуля и обустраивали города и поселки, проводили нефтепроводы и водоводы, линии электропередачи, строили электрические подстанции, установки подготовки и перекачки нефти, объекты поддержания пластового давления, обвязывали скважины, строили компрессорные станции, газопроводы высокого давления и многое другое.
На освоении Самотлорского месторождения с 1968-го по 1989 гг. трудилось пять крупных строительно-монтажных трестов, десятки специализированных строительных управлений. Одним из таких являлся трест «Нижневартовскнефтестрой» производственного управления «Запсибнефтестрой» «Главтюменнефтегаза» Миннефтегазпрома СССР.
Долгое время трест возглавлял хорошо известный в Нижневартовске строитель Владимир Коротченко. В июле 1967 года он по приглашению одного из коллег приехал в поселок Нефтеюганск, начал работать начальником строительного участка СУ-10 треста «Нефтеюганскгазстрой». В июле 1968 года В. Коротченко пригласили на должность главного инженера СМУ-6 треста «Тюменьнефтепромстрой»
– В 1968 году нам уже было известно, что в строящемся Нижневартовске создается серьезная проблема с освоением вновь открытого Самотлорского месторождения. В октябре 1969 года управляющий трестом «Тюменьнефтепромстрой» Г. Малкин предложил мне переехать в Нижневартовск и занять должность главного инженера СМУ-5, – вспоминает В. Коротченко.
Тогда управление вело строительство полутора десятков деревянных жилых домов, завершало отделку известной гостиницы «Самотлор». Строило объекты для совхоза, базы для нефтяников. В тот период начал функционировать специально созданный для Самотлорского месторождения строительный участок, где первым начальником стал Василий Балакшин. Участок размещался в районе ДНС-1, где было установлено пять вагончиков для проживания и столовая. Сотрудники добирались туда автомобилями, вездеходами, а в период распутицы – вертолетами. Силами СМУ-5 в Нижневартовске построена временная ЛЭП мощностью 35 кВт, позже специалисты управления возводили основание для газотурбинных электростанций.
СМУ-5 построило также временную ДНС, к которой прокладывали нити трубопроводов от каждой пробуренной скважины. Трубопроводы укладывались на деревянные «лежки» по сплошным болотам. Иногда трубы переносили вручную, так как техника там пройти не могла. В первые два года строительства на Самотлоре не было кустового обустройства, функционировала так называемая «лучевая» система нефтесбора. Так, к временной ДНС от первых скважин подходил коридор более чем из тридцати нефтесборных труб. Трубы лежали в основном открытые, так как нефть была чистая, без воды, и в теплом виде поступала на дожимную насосную станцию, которая обогревалась теплой «сеноманской» водой.
Комсомольские стройки
Учитывая большую важность участия комсомольских организаций в освоении месторождений Западной Сибири, ЦК ВЛКСМ постановил объявить комплекс работ по освоению нефтяных и газовых месторождений Тюменской области и полуострова Мангышлак Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. В соответствии с постановлением в области был создан штаб ЦК ВЛКСМ, было решено организовать социалистическое соревнование молодежных коллективов геологоразведчиков, нефтяников и строителей, участвующих в освоении нефтегазовых месторождений, и учредить переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ. в.
С 1965 года на стройки Тюменской области стали прибывать студенческие строительные отряды со всех уголков Советского Союза
В 1967 г. в п. Нижневартовском был создан штаб ударной комсомольской стройки, который занимался всеми вопросами от производства до быта, курируя деятельность комсомольских организаций города. При штабе ударной комсомольской стройки было организовано немало комсомольскомолодежных бригад: в ДРСУ-5, в СУ-13, в СУ909, в АТК, в СМУ-5, в автобазе № 95 и в других организациях. Между комсомольскомолодежными бригадами шло соревнование за звание коллектива коммунистического труда и за право носить имя 50-летия Октябрьской революции. Состав каждого коллектива утверждался комитетом ВЛКСМ и проводился приказом руководителя предприятия. Социалистические обязательства, принятые коллективом, утверждались на комсомольском собрании.
В ноябре 1970 года отдельной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой был объявлен комплекс работ по освоению Самотлорского месторождения нефти. Затем – строительство магистрального нефтепровода Самотлор – Усть-Балык – Тюмень – Альметьевск (ранее он назывался Усть-Балык – Омск), чуть позже появилась еще одна: строительство железной дороги Тюмень – Сургут – Нижневартовск. Вскоре в ранг Всесоюзных ударных комсомольских строек были возведены строительство самого города нефтяников (1974 г.), строительство Нижневартовского газоперерабатывающего завода, строительство автомобильных дорог Западной Сибири, строительство Нижневартовской ГРЭС.
Таким образом, в 70-х годах на территории Нижневартовска одновременно находилось несколько Всесоюзных ударных комсомольских строек.
первый управляющий трестом
заместитель начальника управления по строительству УМР-1.
бригадир комплексной бригады СМУ-5.
бригадир слесареймонтажников СМУ-2.
электросварщик, ветеран треста «Самотлортрубопроводстрой».
В первые годы обустройства Самотлорского месторождения специалисты научились готовить будущие трассы под укладку трубопроводов и строительство линий электропередачи методом «проминки» заболоченных участков в зимний период для промерзания. Делалось это с помощью гусеничных военных тягачей (БАТ), которые иногда тонули. Чтобы обезопасить водителей, работали в сцепке, по две-три единицы.
– Жизнь заставила нас во всех механизмах прорезать люки, во всех крышах кабин. К крюкам закреплялись тросы, выведенные на крышу. Все экскаваторы – а в те годы они были только с тросовым приводом, гидравлики не было – оборудовали специальными устройствами с установкой «клин-бабы». Это помогало разрабатывать траншеи на промороженных трассах, – рассказывает В. Коротченко. – В 1969-1970 годах Нижневартовск строило два предприятия: трест «Мегионгазстрой» и СМУ-5, где я начал работать. Функционировало еще СУ-18, которое строило магистральные нефтепроводы, и позже было преобразовано в трест «Самотлортрубопроводстрой».
В феврале 1971 года Роман Кузоваткин после поездки по объектам Самотлора поставил перед СМУ-5 задачу построить водозабор для интенсификации начавшей падать добычи. Никаких проектно-сметных документов не было, руководителю управления пришлось решать все вопросы прямо на месте, используя все свои знания, а также опыт коллег. В марте того же года строительство водозабора на реке Вах было начато в авральном режиме, ведь надо было «выйти из воды» перед весенним паводком. Так, в течение года, несмотря ни на что, водозабор был подготовлен для пробной эксплуатации.
Плановые пятилетки
В народно-хозяйственном плане страны девятой пятилетки и следующих за ней пятилеток предусматривалось ускоренное и интенсивное наращивание добычи нефти с месторождений Западной Сибири. Для решения этих задач было привлечено три союзных министерства: Миннефтегазстрой, Минпромстрой, Минмонтажспецстрой, производственные объединения и предприятия этих министерств.
На обустройстве Самотлорского месторождения и города Нижневартовска работали строители Минпромстроя, трест «Нижневартовскжилстрой» (преобразован в объединение «Нижневартовскстрой»), тресты «Мегионстрой», «Самотлорпромстрой», «Самотлортрубопроводстрой», специализированные подразделения «Мегионсетьстрой», «Обьсантехмонтаж», «Обьэлектромонтаж» и другие.
На Самотлорском месторождении был применен уникальный блочно-комплектный способ сооружения объектов нефтедобычи, сокративший сроки их возведения в три раза, а также новые методы строительства резервуарных парков и резервуаров на свайных основаниях повышенной прочности и долговечности.
лучший штукатур-маляр СМУ-9.
Депутат горсовета , бригадир штукатуров - маляров СМУ-2
В 1971 году на базе СМУ-5 был создан трест «Нижневартовскнефтестрой». Приехал новый главный инженер Валерий Емельянов. В составе треста организовалось пять подразделений. Сохранилось СМУ-5, возникли СМУ-9, СМУ-1, УМР и другие. СМУ-9 в основном работало в Нижневартовске: строили базы нефтяникам, жилые дома, свои базы. СМУ-9 построило здания контор трем УБР, УТТ-1, УТТ-5, СпецАТК, базы вышкомонтажникам, тампонажникам, связистам. СМУ-5, СМУ-1 и УМР работали на обустройстве Самотлорского месторождения.
К 1980 году в тресте «Нижневартовскнефтестрой» трудилось уже 1800 человек. За десять лет трест освоил на строительстве городских и нефтяных объектов около 400 миллионов рублей, что по нынешним ценам приблизительно равно 350 млн долларов.
В феврале 1980 года управляющим трестом «Нижневартовскнефтестрой» стал опытный строитель Коротченко В. В 1981-1983 годах трест достиг максимальных объемов работ по обустройству Самотлорского месторождения, этим он в основном и занимался. За первый год трест построил ЛЭП на 6 кВт протяженностью 450 км, 280 км внутрипромысловых сборов, 200 км трубопроводов высокого давления, около 40 трансформаторных подстанций (35/6 кВт), несколько ДНС и КНС. Трест вел обвязку практически всех кустов и скважин на Самотлоре, а также осуществлял весь комплекс перевода скважин на газлифтный и механизированный способы добычи.
Словом, во время интенсивной разработки Самотлора строители делали и сделали все возможное, чтобы нефтяники не нуждались ни в чем: ни в дорогах, ни в электроэнергии, ни в трубопроводах. Без усилий строителей многие рекорды первопроходцев оказались бы просто невозможными.
Почет
и уважение
За самоотверженный труд наиболее отличившиеся работники СМУ-5 были награждены орденами и медалями. Это – Червинский Л., Дуборенко Н., Васильев П., Суспицын В., Родокина А., Бахтиев В., Крутский А., Варламов И., Мерзликин С. Заслуживают почета и другие работники СМУ-5: Дедыкин В., Куруленок В., Назаров И., Косицын Н., Куликов И., Марков А., трубосварщики и монтажники Болтовский В., Боков Ю., Жилин В., Кудрявцев А., Москвичев Г., Москалев Н., Суспицын М., Тугумов К., Шаров В., Терлеев А., Тутынин Г., Фаизов Ф., Фатхутдинов Т., общестроительные специалисты и отделочники Ваганова Г., Дубро Г., Зимина Р., Ишимбаева Р., Комисарова В., Надеина Н., Подколзина Р., Титовец А., Торгоный С.,Вахрушев А., Спиридонов В.
Первые руководители треста «Нижневартовскнефтестрой»:
Михаил Михайлов (1971-1981 гг.)
Владимир Коротченко (1981-1984 гг.)
Владислав Торхов (1984-1987 гг.)
Вячеслав Костюченко (1987-1989 гг.)
Владимир Грабовский (1990-1991 гг.)
Георгий Перли (1991-1994 гг.)
Александр Лозинский (1994-1998 гг.)
Обладатели звания
«Герой Социалистического Труда»
Полный кавалер орденов
Трудовой Славы
Нижневартовского управления буровых работ № 1.
И пусть в этих списках далеко не все имена, труд каждого первопроходца Сибири никогда не будет забыт. Нефтяники, которые приехали покорять «мертвое озеро», воздвигли себе много памятников. Это дороги, жилые дома, линии электропередачи, мосты, нефтепромысловые объекты – всего и не перечислить. Они служат нам уже больше пятидесяти лет и наверняка прослужат дольше. А мы каждый раз, пользуясь благами цивилизации, с благодарностью вспомним о тех рабочих руках, которые ценой титанических усилий создали эти важные для жизни объекты.
Время открытия и освоения легендарного Самотлора – это особое время. Благодаря первопроходцам: геологам, нефтяникам, строителям Западная Сибирь сказала и продолжает говорить свое веское слово в развитии страны. Сегодня мы от души благодарим всех тех, кто отдал годы комсомольским стройкам, выполнению и перевыполнению пятилетних планов, преодолевал тяготы неустроенной жизни в суровых северных условиях…
За открытие и разработку Самотлорского месторождения производственные предприятия, передовики производства были удостоены высоких государственных и правительственных наград.
Предприятия, награжденные орденами
за освоение Самотлора:
Нефтегазодобывающее управление «Нижневартовскнефть» имени В. И. Ленина –
орден Ленина
Нижневартовское управление буровых работ № 1 –
орден
Трудового Красного Знамени
Мегионская нефтеразведочная экспедиция –
орден «Знак Почета»
Трест «Мегионгазстрой» –
орден «Знак Почета»
За открытие и разработку Самотлорского месторождения удостоены Ленинской премии:
Муравленко Виктор Иванович, Абазаров Владимир Алексеевич, Кабаев Леонид Николаевич, Эрвье Юрий Георгиевич, Ровнин Лев Иванович, Фаин Юрий Борисович, Филановский-Зенков Владимир Юрьевич, Нестеров Иван Иванович, Аржанов Феликс Григорьевич, Баталин Юрий Петрович.
Государственной премии:
Муравленко В.И., Филимонов Л.И., Кузоваткин Р.И., Нежданов Н.П., Хлюпин В.И., Шакшин А.Д., Громов В.Т., Кузьмин А.Ю., Ляпин В.В., Исянгулов А.Г., Сафиулин М.Н., Воевода А.Н., Рехвиашвили В.В., Мазур И.И., Тепляков Е.А., Чижевский М.В., Чирсков В.Г., Кравчук Г.А., Курамин В.П., Бурцев Н.В., Малкин Г.Н., Алеев И.Ш., Каган Я.М.
Премии Ленинского комсомола
- Архипов В. Д.
- Налив Б. М.
- Глебов В. С.
- Казаков В. А.
- Кудрич М. И.
- Козленко А. М.
- Лошаков В. М.
- Машков В. И.
- Мовтяненко А
- Нестеров И. И.
- Павлык В. Н.
- Танкеев В. М.
- Юсупов Р. М.
- Яковейчук Д.
Север требовал
полной отдачи сил
Процесс и темпы промышленного освоения Самотлора оказались намного сложнее и противоречивее прогнозов научных сообществ.
Север требовал полной отдачи сил, энергии, личного благополучия и даже жизни как при обустройстве месторождений, в том числе, такого сложного, как Самотлорское, с его частыми сверхчрезвычайными ситуациями и унесенными жизнями, как при разработке месторождения, так и при прокладке автодорог, строительстве жилья и прочих объектов. Цена, уплаченная за такое сверхнапряжение, оказалась необычайно высокой и для нижневартовских нефтяников, транспортников, строителей: «Северные… нефть и газ отбирают столько здоровья и сил, что преждевременный уход из жизни становится жестокой нормой».
Нефтеносный Самотлор оказался во всех смыслах важным стратегическим объектом, закрывая многие технологические и экономические бреши региона и страны, являя собой не только новую страницу «нефтяной ретроспективы», но и геополитики в целом
В РАЗРАБОТКЕ САМОТЛОРА
ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ
- Совет Министров СССР
- Министерство геологии СССР
- Министерство нефтедобывающей промышленности СССР
- Министерство транспортного строительства СССР
- Министерство энергетики и электрификации СССР
- Министерство промышленного строительства СССР
- Министерство газовой промышленности СССР
- «Главтюменьгеология»
- «Главтюменнефтегаз»
- «Главтюменнефтегазстрой»
- «Главтюментрубопроводстрой»
- «Главсибтрубопроводстрой»
- «Уралэлектросетьстрой»
- «Тюменское линейное пароходство»
- «Сибкомплектмонтаж»
- Институт «Гипротюменнефтегаз»
Тресты:
- Ордена «Знак Почета» «Мегионгазстрой»
- «Гидромеханизация»
- «Запсибнефтеавтоматика»
- «Мегионнефтегеофизика»
- «Нефтепроводмонтаж»
- «Нижневартовскдорстрой»
- «Нижневартовскнефтегеофизика»
- «Нижневартовскнефтедорстройремонт»
- «Нижневартовскнефтеспецстрой»
- «Нижневартовскнефтьстрой»
- «Обьнефтегазразведка»
- «Омскнефтепроводстрой»
- «Самотлорнефтепромстрой»
- «Самотлортрубопроводстрой»
- «Сиббурнефть»
- «Союзпроводмеханизация»
- «Строительно-монтажный трест № 1»
- «Тюменьгазмеханизация»
- «Уралнефтегазстрой»
- «Электросетьстрой»
Производственное объединение
«Нижневартовскнефтегаз» в составе:
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАЗРАБОТКУ САМОТЛОРСКОГО
МЕСТОРОЖДЕНИЯ ВЕДЕТ АО «САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ» –
ДОЧЕРНЕЕ ОБЩЕСТВО НК «РОСНЕФТЬ»
Первоочередной задачей Владимир Алексеевич Абазаров считал наращивание темпов разведки и подготовки запасов нефти, прежде всего на Мегионском месторождении. В своем прижизненном интервью для газеты «Новости Приобья» (1988) он вспоминал: «Открытие Самотлора явилось итогом многолетнего опыта применения комплексных форм и методов поиска и разведки нефтяных и газовых месторождений. Автором этого метода по праву является начальник «Главтюменьгеологии» Юрий Эрвье, первооткрыватель тюменской нефти, выдающийся организатор дела. Он выбрал и место базировки будущей Мегионской экспедиции – на высоком берегу протоки Меги, рядом с селом Мегион, где находился животноводческий колхоз и проживало чуть больше 200 человек. Впервые о Самотлорской геофизической структуре речь зашла у меня в кабинете весной 1963 года… Самотлорская эпопея началась в январе 1965 года… Бурить первую самотлорскую скважину выпало буровому мастеру Григорию Норкину… Из многих крупных и мелких структур образовалось единое огромное нефтяное месторождение размером примерно 30 километров с запада на восток и 50 километров с юга на север, которому дали имя Самотлор. В течение 1968-1969 годов разведочные работы позволили дать такой прирост запасов, который уже летом 1969 года дал основание пробурить на Самотлоре первую эксплуатационную скважину № 200 (бригада бурового мастера С. Повха). Интенсивность наращивания объемов добычи нефти на Самотлоре все более и более возрастала»
КОМСОМОЛ – МОЛОДЕЖЬ – САМОТЛОР
С самого начала намеченное партией освоение Западной Сибири стало всенародным делом. Люди ехали не ради сенсации и наживы, а по зову сердца. 12 февраля 1965 года комплекс работ по освоению нефтяных и газовых месторождений Тюменской области был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Свыше 150 тысяч юношей и девушек прибыли по путевкам Ленинского комсомола в Западную Сибирь. Дело первых добровольцев продолжали новые комсомольские отряды.
После начала бурения промышленных скважин на Самотлоре в июне 1969 года Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление «Об участии комсомольских организаций страны в обеспечении шефства над обустройством Самотлорского месторождения».
Самотлор гремел на всю страну. Шло обустройство крупнейшего месторождения: строились дороги, росли объемы бурения скважин, велось строительство ЛЭП, ДНС, КНС, трубопроводов, возводились жилые дома, рос поселок нефтяников, везде требовались рабочие руки. И первой на призыв откликнулась молодежь, составлявшая большинство прибывающих в Нижневартовск специалистов. Многие из молодых людей имели на руках комсомольские путевки и адресно шли в райком комсомола, а затем в штаб комсомольских строек, созданных ЦК ВЛКСМ.
По мере развития промышленных предприятий различных ведомств по обустройству Самотлора в разное время были созданы штабы ударных комсомольских строек: по обустройству Самотлорского месторождения нефти и газа, строительству города Нижневартовска, нефтепровода «Нижневартовск — Уфа — Альметьевск», газоперерабатывающих заводов, ГРЭС, железной дороги и автомобильных дорог
комсомольско-молодежных бригад. Имена их руководителей были известны тогда не только в городе, но и далеко за пределами области, в министерствах и ведомствах, звучали в
устах руководителей страны. Трудно перечислить всех, вот лишь некоторые: буровые бригады Виктора Китаева, Владимира Глебова, Владимира Ляпина, Владимира Казакова, Владимира Полетаева, цеха добычи нефти Сергея Муравленко, Анатолия Козленко, Юрия Шафраника, бригад подземного ремонта скважин Михаила Кудрича и Богдана Галеева, вышкомонтажных бригад Василия Бортникова, Валерия Пьянкова, Азата Оганесяна, дорожных строителей Владимира Лейтланда и Степана Валенкевича, строителей Николая Нежданова, Вячеслава Танкеева, трубопроводчика Владимира Машкова, бригады водителей Зуфара Шангареева.
Во главе комсомола
Районную комсомольскую организацию возглавляли: В. Поляков, Ю. Сутулин, Э. Лукович, Н. Мохирев. Горком комсомола: В. Тимофеев, В. Швецов, А. Рыбалов, А. Беляев, В. Трушкин, И. Осин, О. Телепнев
В составе штабов ВУКС работали: М. Пугаев, А. Корнеев, В. Филатов, А. Стоф, К. Замалетдинов, С. Пикман, В. Таран, И. Корсунский, О. Меркулов. А. Завьялов, Н. Щербакова, В. Троянский, Т. Мгеладзе, Ю. Борисов, А. Павлов, Д. Дементьев, Ю. Передельский, В. Селезнев, В. Нанба, В. Красина, А. Попелышко, Л. Ковригина, Н. Гилязова, О. Шилин, М. Андреев.
Особой заботой райкома и горкома комсомола, штабов Всесоюзной ударной комсомольской стройки было создание комсомольско-молодежных коллективов, которые работали на важнейших участках.
Коллективы нефтяников и строителей на 70% состояли из комсомольцев и молодежи. Всех их объединяло неукротимое желание ударно трудиться, добиваясь не просто высоких, но зачастую и рекордных показателей в своих отраслях. Несмотря на острое соперничество в социалистическом соревновании, между коллегами по профессии и смежниками в чести были взаимоподдержка и взаимовыручка
Тюменская область в те годы была главным источником углеводородного сырья. Народное хозяйство получало отсюда 60% нефти. А коммунистическая партия от одного своего съезда к другому намечала все более грандиозные цели в освоении западно-сибирских месторождений. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года», принятых XXVII съездом КПСС, записано: «Продолжить формирование Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса. Усилить разведку, обустройство и освоение нефтяных и газовых месторождений». В XII пятилетке в Западной Сибири предстоит освоить почти столько капиталовложений, сколько было потрачено с начала освоения ее месторождений. Добыча газа и нефти в Западной Сибири, их транспортировка в европейскую часть страны стали важнейшими звеньями Энергетической программы СССР
Число Всесоюзных ударных комсомольских строек на карте Тюменской области не было постоянным. Одни завершались, другие возникали. Однако в числе важнейших пунктов, помеченных алым комсомольским значком, стал Самотлор. Молодежь взяла на себя непростую задачу: освоить месторождение.
Особые надежды возлагались на буровиков. Не будет скважин, не пробьются проходчики к щедрым глубинным пластам — не будет нефти. А бурение осложнялось множеством причин. Помимо отсутствия дорог, не хватало оборудования, недостаточно была разработана технология проходки, слабо изучен разрез: расплывчатой характеристики «слоеный пирог с десятком продуктивных горизонтов» для практической работы на месторождении было явно недостаточно.
Долота вгрызались в земную твердь. Каждая скважина, любой успех или авария приносили частицу новых знаний. И вот уже зазвучали имена мастеров, чьи бригады достигли высокого уровня проходки: Степан Ананьевич Повх, Геннадий Михайлович Левин, Владимир Тимофеевич Громов... Соперничали с ними комсомольско-молодежные коллективы Виктора Васильевича Китаева и Владимира Сергеевича Глебова. Проходчики этих бригад трудились с огромным желанием достичь поставленной цели.
Комсомольское
братство
Специалисты из Азербайджана и Башкирии, Татарии и Куйбышевской области приезжали на помощь сибирякам. Они привозили богатый опыт проходки скважин, строительства и передвижки буровых вышек, щедро делились своими знаниями с северянами. Что-то удавалось использовать, но многие приемы не вписывались в местные условия. И гостям приходилось переучиваться, постигать премудрости знакомого дела в его сибирском варианте.
Самотлор – Альметьевск
Все больше стальных стволов уходило в глубокие недра, а оттуда под напором хлестала теплая, живая самотлорская нефть. Чтобы отправить ее на перерабатывающие заводы, начали прокладку мощного трубопровода Самотлор – Альметьевск. Его сооружение было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Комсоргом тогда был избран Сергей Пикман. За время строительства стального русла молодежные коллективы не раз добивались ярких трудовых побед, выступали с интересными починами.
Символом братства молодежи страны, ее совместного участия в освоении природных богатств Тюмени стало создание комсомольско-молодежной интернациональной буровой бригады для бурения скважины «Дружба», в состав которой вошли представители всех нефтяных районов. Эти проходчики вместе с парнями из коллективов Виктора Китаева и Владимира Глебова пробурили на Самотлоре две скважины. И потом на приеме в ЦК ВЛКСМ комсорг интернациональной бригады Рустам Гудымов из Туркмении сказал, что им не пришлось долго привыкать друг к другу. Молодых людей сплотила великая сила интернациональной дружбы, большое общее дело. Они одинаково болели за это дело: башкир Кайман Замалетдинов, чеченец Михаил Дадаев, кореец Владислав Цай, украинец Николай Затварский, русский Виталий Федюнев... 2348 метров на скважине № 34 Владимира Глебова были пройдены с большим ускорением. Двухкилометровую скважину на буровой Виктора Китаева прошли за восемь дней вместо четырнадцати.
В управлении буровых работ № 2 было три комсомольскомолодежных коллектива: буровые бригады Владимира Глебова
и Владимира Кузнецова, бригада освоения скважин Владимира Фадеева. О них писали в прессе: «Три Владимира из УБР № 2». Комитетом комсомола, который возглавлял Валентин Таран, было организовано соревнование между бригадами. Через штаб стройки и горком комсомола Владимир Глебов был вовлечен в соревнование с комсомольско-молодежным коллективом бурового мастера Виктора Китаева из УБР № 1, где секретарем комитета комсомола был Владимир Кононов.
Соревнование было «живым», неформальным. Тщательно сверялись ежедневные сводки по проходке скважин. О ходе соперничества этих бригад хорошо знали как в горкоме партии, райкоме профсоюзов, так и в обкоме комсомола, и в ЦК ВЛКСМ. Радость по поводу достигнутых высоких показателей испытывала то одна, то другая бригада. Более опытный коллектив Виктора Китаева чаще одерживал верх над глебовцами, но это не обижало молодых буровиков, а усиливало стремление в следующий раз обязательно победить. Секретари комитета комсомола Валентин Таран и Владимир Кононов стремились организовать обмен опытом молодежных бригад, встречаться, беседовать, проводить совместные мероприятия.
Комсомольцы достойно
представляли Самотлор
Десятки комсомольско-молодежных коллективов ПО «Нижневартовскнефтегаз» достойно представляли свой город не только в Тюменской области, но и в Советском Союзе. Постоянно на слуху были комсомольскомолодежные коллективы лауреатов премии Ленинского комсомола – буровые бригады Владимира Глебова, Владимира Казакова, Владимира Ляпина, Степана Осадца, бригада по добыче Анатолия Козленко, бригада капитального ремонта скважин Михаила Кудрича и другие. Владимир Глебов был избран членом бюро ЦК ВЛКСМ, где достойно представлял Нижневартовск в течение ряда лет. Комсомольский актив, рядовые комсомольцы постоянно принимали самое активное участие в городских мероприятиях, организовывали «красные» рейсы по завозу оборудования на дальние месторождения, участвовали в озеленении и благоустройстве родного города.