СТРОИТЕЛИ САМОТЛОРА

Когда речь заходит об освоении Самотлора, очень много говорится о нефтяниках-первопроходцах, их подвиге и огромном вкладе в развитие отрасли. Незаслуженно мало при этом уделяется внимания строителям – людям, которые в кратчайшие сроки создавали основные производственные фонды нефтедобычи. Большинство прежних строительных предприятий и коллективов, поднимавших Самотлор, уже перестали существовать. Но их роль неоценима. Строители создавали с нуля и обустраивали города и поселки, проводили нефтепроводы и водоводы, линии электропередачи, строили электрические подстанции, установки подготовки и перекачки нефти, объекты поддержания пластового давления, обвязывали скважины, строили компрессорные станции, газопроводы высокого давления и многое другое.

На освоении Самотлорского месторождения с 1968-го по 1989 гг. трудилось пять крупных строительно-монтажных трестов, десятки специализированных строительных управлений. Одним из таких являлся трест «Нижневартовскнефтестрой» производственного управления «Запсибнефтестрой» «Главтюменнефтегаза» Миннефтегазпрома СССР.

Бурлик Н. и Грищенков В. из треста «Самотлортрубопроводстрой», 1980 г.

Долгое время трест возглавлял хорошо известный в Нижневартовске строитель Владимир Коротченко. В июле 1967 года он по приглашению одного из коллег приехал в поселок Нефтеюганск, начал работать начальником строительного участка СУ-10 треста «Нефтеюганскгазстрой». В июле 1968 года В. Коротченко пригласили на должность главного инженера СМУ-6 треста «Тюменьнефтепромстрой»

– В 1968 году нам уже было известно, что в строящемся Нижневартовске создается серьезная проблема с освоением вновь открытого Самотлорского месторождения. В октябре 1969 года управляющий трестом «Тюменьнефтепромстрой» Г. Малкин предложил мне переехать в Нижневартовск и занять должность главного инженера СМУ-5, – вспоминает В. Коротченко.

Тогда управление вело строительство полутора десятков деревянных жилых домов, завершало отделку известной гостиницы «Самотлор». Строило объекты для совхоза, базы для нефтяников. В тот период начал функционировать специально созданный для Самотлорского месторождения строительный участок, где первым начальником стал Василий Балакшин. Участок размещался в районе ДНС-1, где было установлено пять вагончиков для проживания и столовая. Сотрудники добирались туда автомобилями, вездеходами, а в период распутицы – вертолетами. Силами СМУ-5 в Нижневартовске построена временная ЛЭП мощностью 35 кВт, позже специалисты управления возводили основание для газотурбинных электростанций.

СМУ-5 построило также временную ДНС, к которой прокладывали нити трубопроводов от каждой пробуренной скважины. Трубопроводы укладывались на деревянные «лежки» по сплошным болотам. Иногда трубы переносили вручную, так как техника там пройти не могла. В первые два года строительства на Самотлоре не было кустового обустройства, функционировала так называемая «лучевая» система нефтесбора. Так, к временной ДНС от первых скважин подходил коридор более чем из тридцати нефтесборных труб. Трубы лежали в основном открытые, так как нефть была чистая, без воды, и в теплом виде поступала на дожимную насосную станцию, которая обогревалась теплой «сеноманской» водой.

Михайлов М. К.,
первый управляющий трестом
Гайдуков А. Н.,
заместитель начальника управления по строительству УМР-1.
Жилин В. З.,
бригадир комплексной бригады СМУ-5.
Фатхутдинов Т. З.,
бригадир слесареймонтажников СМУ-2.
Грабилин М. И. ,
электросварщик, ветеран треста «Самотлортрубопроводстрой».
Бригада слесарей-монтажников под руководством Москалева Н. Д.
При необходимости работали, не дожидаясь техники, грузили вручную.
Очередное награждение Правительством СССР лучших работников треста.

В первые годы обустройства Самотлорского месторождения специалисты научились готовить будущие трассы под укладку трубопроводов и строительство линий электропередачи методом «проминки» заболоченных участков в зимний период для промерзания. Делалось это с помощью гусеничных военных тягачей (БАТ), которые иногда тонули. Чтобы обезопасить водителей, работали в сцепке, по две-три единицы.

– Жизнь заставила нас во всех механизмах прорезать люки, во всех крышах кабин. К крюкам закреплялись тросы, выведенные на крышу. Все экскаваторы – а в те годы они были только с тросовым приводом, гидравлики не было – оборудовали специальными устройствами с установкой «клин-бабы». Это помогало разрабатывать траншеи на промороженных трассах, – рассказывает В. Коротченко. – В 1969-1970 годах Нижневартовск строило два предприятия: трест «Мегионгазстрой» и СМУ-5, где я начал работать. Функционировало еще СУ-18, которое строило магистральные нефтепроводы, и позже было преобразовано в трест «Самотлортрубопроводстрой».

В феврале 1971 года Роман Кузоваткин после поездки по объектам Самотлора поставил перед СМУ-5 задачу построить водозабор для интенсификации начавшей падать добычи. Никаких проектно-сметных документов не было, руководителю управления пришлось решать все вопросы прямо на месте, используя все свои знания, а также опыт коллег. В марте того же года строительство водозабора на реке Вах было начато в авральном режиме, ведь надо было «выйти из воды» перед весенним паводком. Так, в течение года, несмотря ни на что, водозабор был подготовлен для пробной эксплуатации.

Сварщики.

Комсомольские стройки

Учитывая большую важность участия комсомольских организаций в освоении месторождений Западной Сибири, ЦК ВЛКСМ постановил объявить комплекс работ по освоению нефтяных и газовых месторождений Тюменской области и полуострова Мангышлак Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. В соответствии с постановлением в области был создан штаб ЦК ВЛКСМ, было решено организовать социалистическое соревнование молодежных коллективов геологоразведчиков, нефтяников и строителей, участвующих в освоении нефтегазовых месторождений, и учредить переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ.

С 1965 года на стройки Тюменской области стали прибывать студенческие строительные отряды со всех уголков Советского Союза.

В 1967 г. в п. Нижневартовском был создан штаб ударной комсомольской стройки, который занимался всеми вопросами: от производства до быта, курируя деятельность комсомольских организаций города. При штабе ударной комсомольской стройки было организовано немало комсомольскомолодежных бригад: в ДРСУ-5, в СУ-13, в СУ-909, в АТК, в СМУ-5, в автобазе № 95 и в других организациях. Между комсомольско-молодежными бригадами шло соревнование за звание коллектива коммунистического труда и за право носить имя 50-летия Ок-тябрьской революции. Состав каждого коллектива утверждался комитетом ВЛКСМ и проводился приказом руководителя предприятия. Социалистические обязательства, принятые коллективом, утверждались на комсомольском собрании

В ноябре 1970 года отдельной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой был объявлен комплекс работ по освоению Самотлорского месторождения нефти. Затем – строительство магистрального нефтепровода Самотлор – УстьБалык – Тюмень – Альметьевск (ранее он назывался Усть-Балык – Омск), чуть позже появилась еще одна: строительство железной дороги Тюмень – Сургут – Нижневартовск. Вскоре в ранг Всесоюзных ударных комсомольских строек были возведены строительство самого города нефтяников (1974 г.), строительство Нижневартовского газоперерабатывающего завода, строительство автомобильных дорог Западной Сибири, строительство Нижневартовской ГРЭС.

Таким образом, в 70-х годах Нижневартовск одновременно был местом нескольких Всесоюзных ударных комсомольских строек

Полуавтоматическая сварка плетей на трубосварочном стеллаже, на реке Вах, СМУ-5.

Плановые пятилетки

В народно-хозяйственном плане страны девятой пятилетки и следующих за ней пятилеток предусматривалось ускоренное и интенсивное наращивание добычи нефти с месторождений Западной Сибири. Для решения этих задач было привлечено три союзных министерства: Миннефтегазстрой, Минпромстрой, Минмонтажспецстрой, производственные объединения и предприятия этих министерств.

На обустройстве Самотлорского месторождения и города Нижневартовска работали строители Минпромстроя, трест «Нижневартовскжилстрой» (преобразован в объединение «Нижневартовскстрой»), тресты «Мегионстрой», «Самотлорпромстрой», «Самотлортрубопроводстрой», специализированные подразделения «Мегионсетьстрой», «Обьсантехмонтаж», «Обьэлектромонтаж» и другие.

Прораб СМУ-9 Сергейчев Н. С.
и начальник управления Коротченко В. И.
КСУ-6 на ЦТП (центральном товарном парке) построено СМУ-5.

В 1971 году на базе СМУ-5 был создан трест «Нижневартовскнефтестрой». Приехал новый главный инженер Валерий Емельянов. В составе треста организовалось пять подразделений. Сохранилось СМУ-5, возникли СМУ-9, СМУ-1, УМР и другие. СМУ-9 в основном работало в Нижневартовске: строило базы нефтяникам, жилые дома, свои базы. СМУ-9 построило здания контор трем УБР, УТТ-1, УТТ-5, СпецАТК, базы вышкомонтажникам, тампонажникам, связистам. СМУ-5, СМУ-1 и УМР работали на обустройстве Самотлорского месторождения.

К 1980 году в тресте «Нижневартовскнефтестрой» трудилось уже 1800 человек. За десять лет трест освоил на строительстве городских и нефтяных объектов около 400 миллионов рублей, что по нынешним ценам приблизительно равно 350 млн долларов.

В феврале 1980 года управляющим трестом «Нижневартовскнефтестрой» стал опытный строитель Коротченко В. В 1981-1983 годах трест достиг максимальных объемов работ по обустройству Самотлорского месторождения, этим он в основном и занимался. За первый год трест построил ЛЭП на 6 кВт протяженностью 450 км, 280 км внутрипромысловых дорог, 200 км трубопроводов высокого давления, около 40 трансформаторных подстанций (35/6 кВт), несколько ДНС и КНС. Трест вел обвязку практически всех кустов и скважин на Самотлоре, а также осуществлял весь комплекс перевода скважин на газлифтный и механизированный способы добычи.

Словом, во время интенсивной разработки Самотлора строители делали и сделали все возможное, чтобы нефтяники не нуждались ни в чем: ни в дорогах, ни в электроэнергии, ни в трубопроводах. Без усилий строителей многие рекорды первопроходцев оказались бы просто невозможными.

Петров Г. К. (справа), Герой Социалистического Труда, на строительной площадке.

За самоотверженный труд наиболее отличившиеся работники СМУ-5 были награждены орденами и медалями. Это – Червинский Л., Дубаренко Н., Васильев П., Суспицын В., Родокина А., Бахтиев В., Крутский А., Варламов И., Мерзликин С.

Заслуживают почета и другие работники СМУ-5: Дедыкин В., Куруленок В., Назаров И., Косицын Н., Куликов И., Марков А., трубо-сварщики и монтажники Болтовский В., Боков Ю., Жилин В., Кудрявцев А., Москвичев Г., Москалев Н., Суспицын М., Тугумов К., Шаров В., Терлеев А., Тутынин Г., Фаизов Ф., Фатхутдинов Т., общестроительные специалисты и отделочники Ваганова Г., Дубро Г., Зимина Р., Ишимбаева Р., Комисарова В., Надеина Н., Подколзина Р., Титовец А., Торгоный С., Вахрушев А., Спиридонов В.

Первые руководители треста «Нижневартовскнефтестрой»:
Михаил Михайлов (1971-1981 гг.)
Владимир Коротченко (1981-1984 гг.)
Владислав Торхов (1984-1987 гг.)
Вячеслав Костюченко (1987-1989 гг.)
Владимир Грабовский (1990-1991 гг.)
Георгий Перли (1991-1994 гг.)
Александр Лозинский (1994-1998 гг.)

Строители

Первая разведочная скважина Р-1 - главный символ героизму нефтяников-первопроходцев Самотлора. Она по праву является связующим звеном между прошлым и будущим, между историей героев и теми, кто сегодня делает вклад в нефтяную отрасль своим ежедневным трудом. Именно поэтому центральное место в композиции мемориального комплекса занимает 18-метровая буровая вышка, в основании которой - капля нефти. Стела поделена на секции в каждой из которых установлены гранитные таблички с фамилиями и именами выдающихся нефтяников, строителей, транспортников - всех тех, кто причастен к славной истории Самотлора.
Имена на стеле 1 - 21 из 47
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец Все