ТРЕСТ «НИЖНЕВАРТОВСКТРАНСГИДРОМЕХАНИЗАЦИЯ»

В начале 70-х годов для обустройства нефтяных месторождений и строительства г. Нижневартовска от Сургутского управления № 489 треста «Трансгидромеханизация» был организован участок гидромеханизированных работ № 8. В эти годы транспортные строители заканчивали строительство сложнейшей железнодорожной линии Тюмень – Сургут и приступили к строительству железной дороги Сургут – Нижневартовск, где силами гидромеханизаторов предстояло выполнить более 50% объема земляных работ. На этих стройках сложился костяк трудового коллектива СУ-496 треста «Трансгидромеханизация», организованного в конце 1975 г. в Нижневартовске на базе участков № 5 и № 8 СУ-489.

В августе 1981 г. СУ-496 в связи с резким увеличением объемов работ было реорганизовано в трест «Нижневартовсктрансгидромеханизация» (основание: приказ Министерства транспортного строительства № 84-О.Р. от 10.08.1981 г.).

В 1981-1991 гг. трест неоднократно награждался Красным Знаменем ПСМО «Трансгидромеханизация» и Дорпрофсожа московских транспортных строителей, переходящим Красным Знаменем горкома исполкома и горкома ВЛКСМ города Нижневартовска.

За выполнение работ по обустройству Самотлорского месторождения нефти ему присужден диплом ВДНХ I степени

С 1986 г. трест «Нижневартовсктрансгидромеханизация» стал лидером в социалистическом соревновании организаций ПСМО «Трансгидромеханизация», превысив рубеж 30 млн куб. м земляных работ ежегодно

С 1989 г. начинается спад производства (в 1999 г. – 4108 млн куб. м, в 2003 г. – 5102 млн куб. м), затем произошел определенный подъем.

30 сентября 1992 г. на основании приказа АП ПО «Трансгидромеханизация» № 42 от 11.08.1992 г. строительномонтажный трест «Нижневартовсктрансгидромеханизация» ликвидирован. На правах правопреемника 1 октября 1992 г. создано акционерное общество закрытого типа «Нижневартовсктрансгидромеханизация» – АОЗТ «НТГМ» (основание: постановление главы администрации Нижневартовского района № 68 от 19.03.1992 г.).

Вручение переходящего Красного Знамени как победителю социалистического соревнования по итогам работы за III квартал 1982 г.

С 20 марта 1997 г. АОЗТ «Нижневартовсктрансгидромеханизация» переименовано в ЗАО «Нижневартовсктрансгидромеханизация» (основание: постановление главы администрации г. Нижневартовска № 376 от 19.06.1996 г.)

Организация СУ-496 кардинально изменила дорожностроительную политику в данном регионе, что помогло Нижневартовскому нефтегазодобывающему комплексу успешно решать задачи отрасли. Сложнейшие вопросы, поставленные перед коллективом, потребовали от первых руководителей – начальника управления Александра Кузьмича Романова и главного инженера Владимира Павловича Горелова – далеко не стандартных решений. С первых лет своего существования коллектив стал флагманом не только в системе Трансгидромеханизации, но и в Минтрансстрое СССР. Трест стал полигоном по разработке и внедрению новых технологий гидромеханизированных работ, созданию новых образцов оборудования гидромеханизации и методологическим центром экономических экспериментов в отрасли. В тесном сотрудничестве с коллективом главка «Запсибдорстрой», проектными и научно-исследовательскими институтами транспортной отрасли коллектив гидромеханизаторов успешно продолжает решать многочисленные задачи в интересах нефтяников и газовиков.

Победитель социалистического соревнования среди рабочих ведущих профессий, машинист земснаряда № 374 Погребняк Г. К., 1982 г.

В послужном списке коллектива не только создание опорной железнодорожной и автодорожной магистральной сети, но и строительство внутрипромысловых дорог, сотен кустовых площадок, участие в строительстве взлетнопосадочных полос в Нижневартовске, Радужном, пос. Ларьяк, намыв площадей под жилищное и промышленное строительство в г. Нижневартовске, Мегионе, Лангепасе, Когалыме. Ведутся работы на старых и новых месторождениях. Их более 30: Самотлорское, Северо-Покурское, Нивазальское, Варьеганское, Бахиловское, Тагринское, Хохряковское, Пермяковское, Урьевское, Покачевское, Покамасовское, Локосовское, Когалымское и другие

С первых дней организации СУ-496 и особенно треста большое внимание уделялось строительству производственной базы, в создании которой большая заслуга принадлежит управляющим трестом Романову А. К., Мельникову И. Т., главному инженеру Горелову В. П., заместителю по производству Безногову В. И. и другим руководителям отделов и служб. Тем более надо учесть, что построена она была без лимитов на капстроительство и без госкапвложений, а полностью за счет собственных средств. Производственная база обеспечивала не только капитальный ремонт вспомогательной техники, основного оборудования гидромеханизации, но и оказывала существенную помощь Цимлянскому и Каширскому заводам по изготовлению запчастей на земснаряды, беря на себя обработку стального литья.

Но в 90-е годы, во время экономического кризиса в России, основные заказчики – нефтегазодобывающие компании – снизили объемы капитального строительства по обустройству месторождений, разведочного и эксплуатационного бурения, поэтому отказались от услуг подрядных организаций, в том числе и от работ, выполняемых способом гидромеханизации. На основных нефтяных месторождениях Нижневартовского региона были свернуты практически все работы, выполняемые ЗАО «Нижневартовсктрансгидромеханизация».

Уникальность комплекса

Грунт, разработанный головным земснарядом, через станцию перекачки на расстояние 4 км подавали по магистральному пульпопроводу в промежуточный зумпф емкостью 60 тыс. куб. м на дне озера. Озерный земснаряд укладывал этот грунт в тело насыпи, ведя намыв земляного полотна с пляжными откосами. Так впервые в стране был осуществлен гидро-транспорт грунта на расстояние более 20 км. Уникальность комплекса состояла в том, что это была не разовая операция, а стабильная работа с объемом работ 1,5-2,0 млн куб. м ежегодно.

Комплекс позволял подавать на Самотлор 300-350 куб. м в час, что эквивалентно 50 самосвалам, высыпающим в озеро в час то же количество песка, но который во взвешенном состоянии расплывался на значительной площади.

Дороги, намытые способом гидромеханизации, были способны выдержать максимальную предполагаемую нагрузку. Ширина насыпи до 50 м позволяла расположить коммуникации, нефтетрубопроводы и строения ЛЭП.

В районе карьера возник временный поселок, состоящий из пяти балков, который скоро пополнился сборно-щитовыми домами. Это хозяйство возглавил В. И. Безногов. В Нижневартовске началось строительство базы. Участку был присвоен номер 8. В 1976 г. он стал основой СУ-496.

Работы, выполненные гидромеханизированным комплексом, значительно увеличили нефтедобычу и позволили ученым определить перспективные возможности – ежесуточно добывать до 300 тыс. т нефти, что позднее подтвердилось.

Чтобы выжить, сохранить производственные мощности, уникальный в своем роде кадровый состав, необходимо было найти выход из создавшегося положения, принять неординарное решение. И оно было найдено: выполнять гидромеханизированные работы дизельными земснарядами на удаленных от г. Нижневартовска вновь осваиваемых газоконденсатных месторождениях компаний «Газпрома», где отсутствовала промышленная электроэнергия

К 2000 г. рынок труда в России оживился и на нефтегазовых месторождениях, где отсутствовала электроэнергия, но требовались значительные объемы грунта. Земснаряды 180-60 с дизельным приводом землесосов 16ГруТ-8М и ГруТ 2000/63 уже не в состоянии выполнять эти требования. Потребовалась более мощная автономная машина с землесосом типа 20Р-11МБ. В практике гидромеханизации имеется опыт работы электрических земснарядов этого типа, где в качестве источника электроэнергии применяются энергопоезда.

Пройдя все этапы проектирования и монтажа силами ЗАО «Нижневартовсктрансгидромеханизация», к июню 2000 г. земснаряд 350-50Л с землесосом 20Р-11МБ и дизелем 6ЧН36/45 с заводским номером 1 в качестве привода был готов выполнять задачи по производству земляных работ. Земснаряд полностью автономен. Он оснащен серией дизельэлектростанций мощностью от 16 до 200 кВт для обеспечения функционирования вспомогательного и бытового оборудования, гидрорыхлителем с насосом ЦН-400/105 с дизельным приводом. При необходимости земснаряд, учитывая большой бортовой запас топлива, способен автономно производить работы сроком до 7 суток.

С июня 2000 г. по настоящее время земснаряд № 300«Д» производит намыв штабелей песка и сооружение оснований автодорог с дальностью транспортирования до 3 км от забоя и производительностью до 170 тыс. куб. м в месяц.

Многие новации за последние 30 лет апробировались в Нижневартовске, особо следует отметить совместную работу погружного и палубного землесосов по принципу «земснарядперекачка», внедренную такими специалистами, как зам. управляющего трестом Валевич Ф. И., начальник земснаряда Галактионов Г. И.

Александров А. Н.
Шпортюк А. Х.
Кривоногих Ю. Т.
Сангажиев П. Б
Оборок А. Н.

Благодаря заложенным традициям коллектив не растерял своих достижений и ведущих позиций в отрасли за этот сложный для всей страны десятилетний период. Доказательством служат не только рост объемов и развитие научнотехнического потенциала, но и по-прежнему приоритетное решение социальных проблем. На фоне брошенных вместе с людьми никому не нужных поселков транспортных строителей от Тюмени до Ямбурга ликвидация временного поселка в Нижневартовске и переселение людей в капитальное жилье выглядит более чем солидно. И люди, в ответ на заботу о них, стараются максимально выложиться на производстве

Без преувеличения, значительный вклад в развитие предприятия внесли Дятлов В. М., Каратаев Г. Ф., Долгова О. В., Кривоногих Ю. Т., Шалабодов В. Д., Васильев М. А. и другие основатели предприятия.

Ряд работников отмечен правительственными наградами: Долгова О. В., главный экономист, – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени; Брова П. У., бригадир земснаряда, и Пальчиков Н. Н., начальник отдела, – орденом Дружбы; Садков В. Я., бригадир земснаряда, – орденом «Знак Почета»; Галактионов Г. И., бригадир земснаряда, и Разживин В. Н., машинист земснаряда, – орденом Трудовой Славы III степени; Головков И. И., машинист бульдозера, – медалью «За трудовую доблесть»; Воронин Н. И., машинист з емс наря да, – ме дал ью «За тру довое от личие » ; Александров А. Н., бригадир земснаряда, удостоен звания «Заслуженный строитель России»; Бровкин В. П., старший прораб, и Коротаев Г. Ф., начальник земснаряда, – Почетные строители России; Шалабодов В. Д., прораб, – Почетный транспортный строитель.

Намыв основания автодорожного полотна на нефтяном месторождении

В последние годы ООО «НТГМ» выполняет работы для многих заказчиков, наиболее крупные из них: ОАО «Томскгазпром», ТПП «Когалымнефтегаз», ТПП «Лангепаснефтегаз», ТПП «Повхнефтегаз», ТПП «Покачевнефтегаз», ТПП «Урайнефтегаз», ТПП «ЛУКОЙЛ – Усинскнефтегаз», ТПП «Ямалнефтегаз», АО «Мессояханефтегаз», ООО «НОВАТЭКТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ», АО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие»

Награжденные медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»

(Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.1987 г.): Гладченков Николай Семенович – машинист трубоукладчика; Дмитриев Евгений Васильевич – бригадир комплексной бригады; Злоян Геннадий Михайлович - механик земснаряда; Иванчиков Леонид Михайлович – начальник земснаряда; Кеннер Виктор Федорович – прораб; Кулагин Вячеслав Викторович – бригадир слесарей; Липин Анатолий Рафаилович – прораб; Мазур Виктор Андреевич – машинист трубоукладчика; Мельников Иван Терентьевич – управляющий трестом; Прохоров Вениамин Сергеевич – электрик; Резанов Иван Петрович – машинист земснаряда; Шахурдин Вячеслав Дмитриевич – бригадир слесарей-сантехников.

Руководители предприятия:

Романов А. К. (1976-1984 гг.);
Мельников И. Т. (1984-1988 гг.);
Рупперт Э. К. (1988-1994 гг.);
Куликов С. И. (с 1994 г. по настоящее время).

Главные инженеры:

Горелов В. П. (1976-1993 гг.);
Сокольников С. Г. (1993-1994 гг.);
Дятлов В. М. (1994-2003 гг.);
Лейсли К. В. (с 2003 г. ).